Как хранить литий ионные аккумуляторы

Эксплуатация и хранение литий-ионных (Li-ion) аккумуляторов для инструмента

как хранить литий ионные аккумуляторы

Часто люди пишут в отзывах к новому инструменту, что «сам инструмент хорош, а вот аккумулятор приказал долго жить уже через полгода», или «пользовался им всего два раза, а аккумулятор сдох».

Список подобных сообщений можно продолжить, но основной смысл в том, что люди инструментом толком не успели попользоваться, как случилось непоправимое. Притом, зачастую, приобретение нового аккумулятора либо вовсе невозможно (поди, найди их для какого-нибудь китайца), либо его цена оказывается сопоставимой с покупкой нового инструмента. Винят, разумеется, сразу производителя инструмента. Однако его вины тут лишь малая доля.

Эта короткая статья поможет вам не пополнить ряды «обманутых покупателей», а также подскажет что делать, если уже все случилось.

Начнем с главного – в большинстве случаев, производитель инструмента не имеет никакого отношения к производителям аккумуляторных элементов, находящихся в его аккумуляторных блоках. Он просто их покупает у тех, кто, по его мнению, предлагает хорошее соотношение цены и качества. Другими словами, аккумуляторные элементы в батареях к инструменту Bosch и какому-нибудь безымянному «китайцу», скорее всего, окажутся от одного и того же производителя, например, японской компании Sanyo или Samsung.

Чаще всего используются аккумуляторные элементы типоразмера 18650 с типичным напряжением 3,6-3,7 В. Эти элементы универсальные и используются везде, где только можно: от батарей ноутбуков до электромобилей. Если речь идет о 10,8-вольтовом аккумуляторе у инструмента, то это значит, что в нем размещено три таких элемента. В 14,4-вольтовом – четыре. В 18-вольтовом – пять. В 22-вольтовом уже шесть, и так далее.

Вот фото 14,4-вольтового аккумулятора Hitachi BCL без крышки. Видно, что в базовой части размещаются четыре аккумуляторных элемента (кстати, производства Sanyo), а в «ноге» – схема управления.

Если Li-ion аккумулятор приказал долго жить

Итак, если беда уже случилась, и ваш аккумуляторный блок не подает признаков жизни, то необходимо всего лишь купить нужное количество аккумуляторных элементов аналогичного типа и самостоятельно установить их в блок.
Пара замечаний: в России все они редкость, но можно заказать из Китая или Штатов (Aliexpress.

com и Ebay.com вам в помощь) с бесплатной доставкой по цене 4-5 долларов за штуку; а также придется вспомнить навыки пайки. Вдобавок, нельзя менять аккумуляторные элементы выборочно. Только все сразу.

Ведь контроллер заряда будет считать их все одинаковыми, что приведет к перегреву старых, которые могут даже загореться или взорваться.

И еще: в аккумуляторном блоке также может повредиться электроника, потому перед покупкой новых «банок» сначала «прозвоните» старые. Вдруг с ними все в порядке, и виноваты вовсе не они.

Что надо сделать, чтобы Li-ion аккумулятор прослужил дольше двух месяцев

Другими словами: чего бояться литий-ионные аккумуляторы. В бытовом применении в электроинструментах им страшно только одно – длительное хранение при глубоком разряде. Когда заряда остается менее 10%, аккумулятор начинает быстро деградировать. Если вы разрядили аккумулятор полностью и забыли его поставить на зарядку, а вспомнили о нем через пару месяцев – не обессудьте. Скорее всего придется купить новый.

Ситуация усугубляется тем, что многие производители электроинструмента из соображений экономии не делают двух вещей. Первая – в самом дешевом инструменте может отсутствовать система защиты аккумулятора от глубокого разряда.

Вторая – если эта система присутствует, она частенько допускает более глубокий разряд, чем регламентирует производитель аккумуляторных элементов. Делается это чтобы выжать все до капли и с таким расчетом, что пользователь не будет долго тянуть с установкой аккумулятора на зарядку.

Другими словами, если вы закончили работу и считаете, что аккумулятор разряжен более чем на две трети – ставьте его на зарядку.

Вот и все премудрости для тех, кто не хочет вникать в детали. Если вы относитесь к таким, то дальше можно не читать.

Но если интересны подробности или если вы используете инструмент регулярно, то тут еще есть что рассказать.

Для тех, кто использует инструмент регулярно

Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут вам продлить жизнь литий-ионных аккумуляторов.

1.      Как было уже сказано выше, всегда старайтесь сразу поставить на зарядку аккумулятор, если он разряжен полностью или почти полностью. Попутно избегайте циклов глубокой разрядки-зарядки. Данная таблица покажет, какое количество циклов заряда-разряда последует до потери 50% емкости в зависимости от глубины разряда аккумулятора:

2.      Не заряжайте аккумуляторы при отрицательных температурах. Они будут терять емкость.

3.      Не храните аккумуляторы при температуре выше 30 градусов. Эта табличка показывает, насколько снизится емкость в зависимости от температуры хранения и степени заряженности аккумулятора:

4. Если аккумулятору предстоит долгое хранение, не заряжайте его полностью. Оптимальным будет уровень заряда в 35-50%.

Что нужно знать о зарядке литий-ионных аккумуляторов

Это сложный процесс. Для каждого типа аккумуляторов существует своя стратегия, но в общих чертах она именуется CC-CV и состоит из двух основных стадий – зарядки постоянным током и растущим напряжением, затем дозарядки с постоянным напряжением. Также могут быть и дополнительные стадии, например, весь процесс может выглядеть так:

1.      сначала батарея проверяется электроникой, чтобы узнать ее текущее состояние и степень заряда, а также пригодность к быстрому циклу зарядки. В первые минуты подается небольшое напряжение и невысокий ток. Если напряжение на батарее не растет (т.е. она хорошо принимает заряд), значит все в порядке, можно заряжать в быстром режиме;

2.      затем идет основная фаза заряда, которая длится около часа, где постепенно повышается напряжение при неизменно высоком токе;

3.      потом начинается завершающая фаза (дозарядка), где напряжение держится на максимально допустимом уровне (обычно 4,2 В), а ток постепенно снижается. Она может длится около двух часов.

Крайне важно для литий-ионных аккумуляторов – не допустить перезаряда. Он также негативно сказывается на ресурсе батареи, как и ее хранение в разряженном состоянии. Кроме того аккумулятор может банально перегреться и взорваться. Поэтому контроллер строго следит за этим процессом и прекращает заряд в соответствующий момент.

Но недобросовестные производители могут немного схитрить. Если незначительно повысить напряжение заряда (на 0,1 В, до 4,3 В), это чуть-чуть ускорит процесс, а главное – увеличит на 10% количество запасенной аккумулятором энергии. Последствия такого подхода отражает вот этот график:

Обратите внимание, что шкала ординат нелинейная, а сам график отражает лишь количество циклов перезаряда, при котором емкость аккумулятора снизится вдвое. И тут мы видим, что при напряжении 4,2 В аккумулятор деградирует крайне медленно, и количество циклов до момента «уполовинивания» емкости может быть около 1000. Но если напряжение повысить всего на 0,1 В, скорость деградации увеличится аж в четыре раза.

Ультрабыстрая зарядка

Обычно производитель рекомендует заряжать аккумуляторные элементы токами, равными 0,7 или 1 от емкости деленной на время (т.е. для аккумуляторного элемента 1500 мА·ч рекомендуемый ток заряда составляет 1,5 А).

Некоторые производители допускают зарядку значительно большими токами, что в разы ускоряет процесс.

Однако это приводит к ускоренной деградации батареи, плюс попутно приходится следить за ее температурой и останавливать процесс, если батарея нагрелась до 40 градусов (точное значение определяется производителем батареи). Ранний перегрев обычно характерен для стареющих батарей.

Вот график потери емкости литий-ионных аккумуляторов в зависимости от величины токов заряда и разряда:

Синяя линия – зарядка и разрядка токами, равными емкости/время (для аккумуляторов 1500 мА·ч – это 1,5 А). Зеленая – удвоенный ток заряда и разряда относительно емкости (для аккумуляторов 1500 мА·ч – 3 А). Красная – утроенный ток (для аккумуляторов 1500 мА·ч – 4,5 А).

Другими словами, режимы быстрой зарядки будут приводить к ускоренной деградации батареи.

Параметры типичных аккумуляторных элементов

Напоследок в качестве справочной информации приведем официальные характеристики тех же популярных аккумуляторных элементов Sanyo UR18650W2, которые упоминались выше:

емкость минимальная / типичная, мА·ч 1500 / 1600
номинальное напряжение, В 3,7
минимальное напряжение, В 2,75
метод зарядки CC-CV (постоянный ток, затем постоянное напряжение)
максимальное напряжение зарядки, В 4,2
ток зарядки, А 1,5
время зарядки, ч 2,5
максимальный продолжительный ток разряда, А 15
температура при зарядке, град. 0 — +40
рабочая температура -20 — +60
температура хранения -20 — +50

Нижняя оранжевая линия – работа при температуре -20°C.

Ну а чтобы быть уверенными, что Sanyo UR18650W2 не являются каким-то исключением из общего правила, выложим их график разряда током 10 А в сравнении с двумя другими аккумуляторами производства Samsung и AW:

Подготовлено по материалам BatteryUniversity

Оценка статьи: (7

Источник: https://dacha.news/li-ion-accumulators/

Правила эксплуатации литий-ионных аккумуляторов

как хранить литий ионные аккумуляторы

12 декабря 2019

В данном материале мы поговорим о практических аспектах эксплуатации литий-ионных аккумуляторов. Как мы уже говорили в этой статье, у них есть свои особенности, которые нужно обязательно учитывать. Не важно, в каком устройстве находится аккумулятор, будь то смартфон, ноутбук, дрель или любой другой электроинструмент, правила эксплуатации будут одинаковыми.

Почему их нужно соблюдать? Во-первых, просто потому, что они совсем не сложные и не потребуют от вас никаких усилий. Во-вторых, их соблюдение может существенно продлить жизнь литиевого аккумулятора, повысить время работы устройств без подзарядки. Основных правил всего пять.

Отсутствие полного разряда

Некоторые типы аккумуляторов (например, никель-кадмиевые) нужно обязательно разряжать перед зарядкой до нуля. Это обусловлено эффектом памяти, который в литий-ионных отсутствует. Вернее, он есть, но крайне незначительный и его можно не учитывать. Поэтому заряжать можно на любом значении остаточной емкости, будь то 20% или 90% — батарее это никак не повредит. Глубокий разряд вредит данному типу аккумуляторов и значительно сокращает срок его службы. Емкость будет уменьшаться.

Производители делают расчет количества циклов при разряде до 0%. Например, они обещают 500 циклов. Но если ставить аккумулятор на зарядку при разряде 50%, то срок его службы увеличится раза в три. Согласитесь, это очень существенные цифры.

А если заряжать после 10% разряда, то количество циклов вырастет в 9-11 раз. Разумеется, последнее невозможно на практике. Оптимальным считается не допускать разрядку ниже 20%.

На практике вы можете ставить литий-ионный аккумулятор на зарядку даже без долго использования, даже если он разрядился всего на 5%.

Это относится ко всем типам, будь то батарея смартфона, АА, ААА и любые другие типоразмеры. Это одно из самых простых правил эксплуатации. Да, не всегда возможно вовремя зарядить аккумулятор, но в этом случае можно хотя бы попытаться ограничить использование устройства. Если не допускать разрядку ниже 20%, то срок жизни (количество циклов) в среднем увеличивается в 2 раза.

Хранение частично заряженным

Это актуально для электроинструментов и других устройств, которые используются время от времени. Оптимальный уровень заряда при длительном хранении – 40%, температура около 15 градусов. Соблюдать это правило уже труднее, но оно очень важное. Крайности недопустимы, так как:

  • Если литий-ионный аккумулятор хранится долгое время полностью разряженным, то он может попросту выйти из строя и заряжаться не будет. В отдельных случаях его можно будет восстановить, но он потеряет часть емкости.
  • Если аккумулятор полностью заряжен, то со временем он будет терять емкость. И чем больше срок хранения, тем больше потеря емкости. Да, саморазряд у Li-ion низкий, но в данном случае мы говорим совсем о другом.

Данное правило эксплуатации литий-ионных аккумуляторов обусловлено химическими процессами, которые в нем происходят. Кстати, именно по этой причине не рекомендуют покупать данный тип АКБ «на всякий случай». Их нужно именно что активно использовать, держать на полке годами никакого смысла нет.

Оригинальные зарядные устройства

Необходимо использовать только те зарядные устройства, которые шли в комплекте. Но есть оговорка: все зависит от типа устройства. Зарядное устройство может быть встроено непосредственно в само устройство, а то, что мы называем «зарядка» лишь адаптер.

Но у некоторых литий-ионные аккумуляторы вставляются во внешние зарядные устройства (например, как у зеркальных фотоаппаратов) и в этом случае если использовать зарядку от непонятного производителя, то это может сильно навредить батарее.

Поэтому в данном случае экономить не стоит, цена зарядного устройства обычно ниже, чем цена аккумулятора. И экономия может привести к потере денег, как оно часто и бывает.

Полная разрядка

Хотя выше мы писали, что полная разрядка вредит литиевым аккумуляторам (что правда), иногда необходимо разряжать его до нуля, но делать это нужно правильно. Доказано, что если АКБ полностью разряжать 1 раз в три месяца и после этого держать на зарядке около 10 часов, то это способствует сбросу флагов нижнего и верхнего уровней, то есть, откалибровать батарею. Три месяца – ориентировочный срок, исследования показали, что это нужно делать после 40-50 циклов разряда (неполных).

Впрочем, многие современные литий-ионные аккумуляторы имеют функции, которые не требуют данных манипуляций. Поэтому стоит читать рекомендации по эксплуатации от производителя, если там указана данная процедура, то ее стоит делать совершенно точно.

Без перегрева

Низкая температура снижает емкость литий-ионного аккумулятора, но высокая вредит гораздо больше. Именно поэтому производители всегда говорят прямо: не подвергать воздействию прямых солнечных лучей. Максимальная температура, при которой допускается использование данного типа АКБ +50 градусов по Цельсию. Все, что выше – существенный риск. При этом способность держать заряд теряется при значительно меньших значениях. При +30 батарея потеряет до 20% емкости, а при +45 уже около 50%.

Да, эти данные являются усредненными, возможны определенные отклонения, но в целом, литиевые батареи работают именно так. Поэтому при их эксплуатации в условиях высоких температур, стоить быть очень осторожным.

Что нельзя делать с литий-ионными аккумуляторами?

Что нельзя делать, четко пишут в инструкциях по эксплуатации, но мы знаем, что их читают очень редко, поэтому в рамках данной статьи считаем нужным продублировать эту информацию.

  • Нельзя пытаться заряжать одноразовые батарейки. Они просто не предназначены для этого. Запрет – категорический. Все дело в том, что они могут загореться или даже взорваться.
  • Их нельзя разбирать, нельзя прокалывать, если они вздулись (это говорит о неисправности клапана, который сбрасывает излишнее давление). Как минимум это грозит вытеканием электролита, в котором содержаться вредные вещества, как максимум – возгоранием.
  • Уточняйте правила провоза литий-ионных батарей в зависимости от типа транспорта. Например, в самолетах их запрещено перевозить в багажном отделении, только в салоне. Также действуют ограничения по мощности, для некоторых аккумуляторов может потребоваться разрешение авиакомпании.
  • При зарядке нельзя подавать напряжении выше пяти вольт, это может привести к возгоранию или к поломке АКБ. Это не актуально, если вы используете «родные» зарядные устройства, это стоит учитывать лишь тогда, когда применяются многофункциональные зарядные устройства, в которых есть возможность задавать ряд параметров по своему желанию.

В целом, правила эксплуатации литий-ионных аккумуляторов достаточно просты. Список рекомендаций и запретов не выглядит очень большим и сложным. Современные АКБ данного типа лишены множества недостатков, которые были присущи первым моделям.

При соблюдении всех правил их можно назвать очень безопасными, а некоторые случаи взрыва или возгорания, о которых широко говорили в СМИ, лишь исключения, которые занимают доли процента, учитывая количество используемых литий-ионных аккумуляторов в мире.

Источник: https://tze1.ru/articles/detail/pravila-ekspluatatsii-litiy-ionnykh-akkumulyatorov/

Литий-ионный аккумулятор: строение, эксплуатация, хранение

как хранить литий ионные аккумуляторы

Литий-ионный аккумулятор представляет собой вторичный химический источник тока и на современном этапе является самым распространенным видом АКБ. Его устанавливают во всех ноутбуках, планшетах, мобильных телефонах и прочей технике. Номинальное напряжение такого элемента питания составляет 3,7-3,8 В, максимальное — до 4,4 В, а минимальное — от 2,5 до 3,0 В.

Из истории создания

Li-ion аккумуляторы впервые появились в начале 90-х годов. Ведущим их производителем изначально стала компания Sony. В состав такой батареи входят два электрода. Катод помещен на фольгу из алюминия, а анод расположен на фольге из меди.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мфу с снпч какой выбрать

Между электродами помещены разделители (сепараторы), содержащие жидкий или гелеобразный электролит.

Ионы лития c зарядом «+» являются носителями тока, ионами, способными проникать в другие химические элементы, давая, тем самым, ход электрохимической реакции, обеспечивающей питание того или иного устройства.

Литиевые аккумуляторные батареи прошлого поколения «славились» повышенной взрывоопасностью по причине использования в них анода металлического лития и возникновения газообразных химических соединений внутри АКБ. При множественных циклах «заряда-разряда» могло произойти замыкание, а затем и взрыв литиевого аккумулятора. Взрывы случались и по причине того, что ионы лития вступали в опасную реакцию с другими веществами, входившими в состав батареек.

Когда химическое вещество для анода окончательно заменили графитом, это удалось полностью исправить. Кстати, все современные устройства для зарядки, посредством которых батарейки получают электропитание, предохраняют их от перегревания и «перебора» тока. В литий-феррум-фосфатных АКБ этот серьезный недостаток полностью устранен. Однако для разработки безопасных аккумуляторных устройств понадобилось около 20 лет.

Во избежание самовозгорания литиевой батареи при ее зарядке производители стали встраивать в корпус контроллер заряда аккумуляторов. Контроллер регулирует температуру внутри АКБ, глубину разрядки и количество потребляемого тока. Но не все литиевые аккумуляторы снабжены контроллером. Часто производитель не устанавливает его — в целях экономии и увеличения емкости. Именно по этой причине некоторые батареи вздуваются и взрываются до сих пор.

Однако, в отличие от своих предшественников в виде никель-кадмиевых и никель-металлогидридных элементов питания, ионные аккумуляторы имеют гораздо лучшие характеристики. Низкий уровень саморазряда в таких батареях обеспечивает их более длительный срок годности, а высокая емкость позволяет им работать гораздо дольше. К тому же ни одному литиевому элементу не требуется дополнительное обслуживание, а при окончательном выходе из строя лучше его не восстанавливать, а заменить.

Как правильно эксплуатировать и хранить литий-ионный аккумулятор

Важно следить за тем, чтобы в батарее всегда находилось хотя бы минимальное количество заряда. Любую ионную батарейку нельзя доводить до полного разряда. Если она не используется и будет полностью разряжена, это приведет к короткому сроку ее службы. На сохранность АКБ сильно действует температурный фактор. Не заряжайте и не храните литиевые аккумуляторы при чрезмерно высоких и низких температурах, так как показатель их емкости быстро начнет падать.

Li-ion чувствительны к перемене напряжения. Если U в зарядном устройстве повысить даже незначительно (например, всего на 4%), АКБ будет терять емкость с каждым циклом «заряда-разряда».

Лучшие условия хранения Li-ion: заряд должен составлять, как минимум, 40% от емкости ионного элемента, а температура — от 0 до +10°С.

Несмотря на все положительные характеристики, приобретать Li-ion впрок не имеет смысла: батарея за 2 года теряет около 4% своей емкости. Во время покупки обязательно нужно обратить внимание на дату изготовления. Если с момента производства прошло больше времени, такой аккумулятор покупать не рекомендуется.

Обычный срок хранения АКБ — 2 года, но сейчас фирмы-производители изобрели способ, позволяющий хранить их более длительное время. В батарею добавляется специальный консервант, позволяющий хранить ее больше двух лет.

При наличии консерванта в электролите перед первым использованием АКБ следует полностью разрядить, проведя ей своеобразную тренировку в виде двух или трех циклов «заряд-разряд».

При таком расконсервировании электролит в аккумуляторе постепенно распадается, и батарея выходит на свой обычный уровень емкости.

Если с литиевыми элементами этого не делать, АКБ приобретет «эффект памяти», а далее, поскольку консервант до сих пор находится внутри, при подаче заряда и увеличении аккумуляторного тока он начнет быстро распадаться, и может произойти вздутие аккумулятора.

Если с ионными АКБ обращаться внимательно и аккуратно, соблюдая все условия хранения, при правильной эксплуатации они будут служить долго, а уровень емкости в таких аккумуляторах длительное время останется на высоком уровне.

Литий-полимерный аккумулятор как альтернатива Li-ion

Полимерные аккумуляторы — это усовершенствованный вариант литий-ионных. Технический прогресс не стоит на месте, и сейчас они уже рассматриваются как серьезная альтернатива предыдущим АКБ на литиевой основе. Целью создания батарей на основе полимерных материалов стало, прежде всего, возможное устранение недостатков Li-ion в виде высокой стоимости и повышенного риска самовозгорания.

Главное отличие полимерного аккумулятора от Li-ion заключается в том, что в качестве электролита при его изготовлении используются не жидкость или гель, а твердые полимеры. Смена электролита является большим достижением, потому что такие батареи более безопасны, и теперь можно гораздо меньше думать о потенциальном взрыве при их эксплуатации.

Твердые материалы и раньше выполняли серьезную роль в плане проводимости тока — например, с помощью пленки из пластика, а их использование внутри Li-pol аккумулятора вместо пористого разделителя двух его полюсов, пропитанного жидкостью, стало значительным шагом вперед.

Li-pol аккумулятор также имеет улучшенные характеристики в плане удобной формы, так как полимеры дают возможность получать разные размеры и виды таких батарей. Минимальная толщина, которой обладают полимерные аккумуляторы, может составлять всего 1 мм.

Наряду с отличиями, есть и сходства между Li-ion и Li-pol. Большей частью, это означает, что не все недостатки устранены, и возможности дальнейшей работы производителей еще не исчерпаны до конца. Например, между ними нет особой разницы в сроках службы и проблеме «старения» в случае, если они не используются.

Полимерные аккумуляторы, как и Li-ion, применяются в сотовых телефонах, радиоуправляемой технике, портативных электрических инструментах, например, в электродрелях и шуруповертах.

Некоторые производители полимерных АКБ утверждают, что у них отсутствует эффект памяти, а также они якобы могут работать в более широком температурном спектре: от -20 до +40-60°С, что делает возможным их применение, эксплуатируя в условиях жаркого тропического климата. Поскольку опасность самопроизвольного возгорания устранена еще не до конца, полимерные аккумуляторы, как правило, снабжены встроенной электросхемой, предупреждающей перезаряд и перегрев.

Как восстановить Li-ion аккумулятор

Несмотря на то, что срок службы многих современных АКБ достаточно долгий, приходит время, когда заряд любого химического источника тока истощается. Емкость падает, и АКБ уже не может работать долго и исправно. Особенно, если разряженный источник питания долго хранился без подзарядки. Существует несколько распространенных способов вернуть его к жизни. Восстановленная батарея будет работать недолго, но это поможет выиграть время до ее замены.

В Интернете описываются самые неожиданные и порой абсолютно нелогичные методы восстановления Li-Ion АКБ. Например, есть статьи о том, что можно эффективно раскачивать батарею, если заряжать и разряжать ее несколько раз подряд.

Безусловно, это миф, и применять такой «способ» не стоит. Также на одном из популярных форумов описывается реальный жизненный пример о том, как один человек раскачивал батарею, положив ее в холодильник.

Она вздулась до огромных размеров и лопнула после того, как была изъята из морозилки — естественно, от перепада температуры.

На серьезный вопрос о том, как действительно раскачать заново батарею сотового, можно дать простой и ясный ответ: взять любую аккумуляторную зарядку с напряжением 5-12 В и резистор сопротивлением от 330 Ом до 1 килоОм.

Схема подключения предельно проста: «минус» источника питания подсоединяется к «минусу» аккумулятора, а «плюс» — к «плюсу, через резистор. Теперь нужно включить зарядное устройство в сеть и регулярно проверять рост напряжения с помощью мультиметра в течение 10-15 минут.

Напряжение постепенно растет, и при достижении его числа приблизительно в 3,31 В телефон «находит» батарею и принимает ее.

Раскачка Li-ion, отключенного контроллером, с быстрым приведением АКБ в рабочее состояние тоже возможны. В данном случае, при замерах текущего напряжения его показатель будет равен около 2,5 В.

Аккумулятор «жив» и может еще поработать некоторое время, хотя, на первый взгляд, он выглядит почти разряженным. Восстанавливаем его так: для этого понадобятся «народный зарядник» Imax B6 и мультиметр. У АКБ отпаивается защитная схема, она подключается к Imax.

А как проверить напряжение — уже понятно: оно всегда контролируется мультиметром.

Раскачиваем АКБ максимально осторожно. Программа заряда ставится на Li-Po, режим зарядки выбирается в зависимости от вида АКБ: для Li-ion — 3,6 В, либо 3,7 В для Li-pol. Важно: в процессе восстановления выставить параметр Autо — без него запуск не начнется по причине низкого заряда АКБ. Значение тока выбирается с помощью кнопок «+» и «–». 1 А — это самый безопасный и оптимальный ток для раскачки.

Когда напряжение достигнет 3,2-3,3 В, АКБ начнет свою полноценную работу.

Можно ли починить вздутую батарею

На эту тему в Интернете есть большое количество популярных статей и даже видео типа «Восстанавливаю вздувшиеся батареи простым способом». Далее следует описание или съемка процесса разборки АКБ, протыкание ее иголкой или шилом с целью «выпустить газы», чтобы затем вставить аккумулятор обратно в телефон.

К сожалению, незадачливые авторы подобных видео и публикаций не объясняют людям, почему аккумулятор вздулся, а смело приступают к весьма сомнительным действиям, которые могут быть небезопасными как для человека, так и для устройства, в которое помещается такая батарея.

«Тренировать интеллект» и заниматься подобным восстановлением настоятельно не рекомендуется. Следует понимать, что любой литий-ионный аккумулятор — это, прежде всего, источник химических реакций, которые могут быть и токсичными, и взрывоопасными.

Вздутие АКБ может произойти как вследствие нарушения химических процессов внутри нее по причине заводского брака, так и по вине владельца гаджета, если эксплуатация была неправильной.

Если, к примеру, дешевый аккумулятор вздулся по причине дефекта при его изготовлении, следует задуматься, проверенным был производитель, и в следующий раз лучше приобрести батарею по более высокой цене, но с гарантией качества.

Также батареи вздуваются при попадании влаги внутрь, что, чаще всего, происходит по неосторожности владельца телефона или планшета.

Если при зарядке телефона использовать неподходящее устройство, АКБ рано или поздно вздуется по причине высокого уровня тока, из-за которого нарушается скорость химических процессов внутри нее. Если телефон рассчитан на ток в 1А, зарядку с подачей тока в 2А использовать уже нельзя.

Как альтернативу можно взять устройство с меньшим, но никак не с большим показателем тока — в случае, если «родная» зарядка утеряна, либо вышла из строя.

Использование АКБ в жарких климатических условиях тоже может стать причиной ее вздутия. Нельзя оставлять полностью заряженный телефон на жаре, а если батарея по каким-либо причинам вздулась, ее следует не разбирать и протыкать, а утилизировать и заменить на новую.

Источник: https://batteryk.com/litij-ionnyj-akkumulyator

Правильное хранение Литий Ионного аккумулятора

Хранение литиевого аккумулятора является очень непростым мероприятием. В отличие от других источников питания они не переносят бездействия в течение длительного времени при стопроцентной зарядке или при полном расходе электроэнергии. Существуют и другие особенности длительного хранения таких изделий, о которых будет подробно рассказано в этой статье.

Как определить литий-ионный аккумулятор

Если на поверхности аккумулятора сохранилась оригинальная маркировка, то определить принадлежность источника тока к литий-ионной технологии не составит труда. В этом случае, будет присутствовать обозначение Li Ion, которое наносится на одну из сторон химического источника элетроэнергии.

Если в процессе эксплуатации все надписи стёрлись, то определить литий ионный аккумулятор можно по устройству, куда была установлена батарея. Достаточно найти инструкцию к гаджету и подробно её изучить, чтобы точно выяснить на каком источнике тока он работает.

Разновидности и типоразмеры

Аккумуляторы, изготовленные по литиевой технологии, представлены практически во всех типоразмерах перезаряжаемых источников питания. Наиболее часто для обеспечения током различные портативные устройства, используются следующие разновидности:

  • Тип С.
  • Тип D.
  • АА.
  • ААА.
  • Крона.
  • 18650.

Для работы различных электроинструментов, например, шуруповёрта, дорогих фотоаппаратов и мобильных телефонов применяются оригинальные элементы питания, которые подходят только для данной модели электротехники.

Какой у них срок хранения

Если литий-ионный аккумулятор будет храниться правильно, то без серьёзного снижения основных электрических параметров такое изделие может храниться до 5 лет. Это максимальный срок и его выдерживают только качественные батареи, которые находились в условиях максимально приближенных к идеальным.

Если батарея низкого качества либо для поддержания работоспособности её постоянно подзаряжают в течение всего срока хранения, то АКБ значительно потеряет ёмкость.

Источник: https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/hranenie-li-ion-akkumulyatora.html

Хранение литий–ионных аккумуляторов в домашних условиях

Литий-ионные батареи широко распространены сегодня. Они применяются в мобильных телефонах (самая обширная ниша), в ноутбуках, рациях, в различных других электронных приборах и даже в автомобилях. Эти АКБ имеют множество достоинств, но в то же время чувствительны к определенным факторам и требуют правильного хранения. Рассмотрим, как правильно хранить литий-ионные аккумуляторы.

Виды литий-ионных аккумуляторов

Литиевые батареи делятся на литий-ионные и литий-полимерные. Разница состоит в том, что в первых электролит жидкий, а во вторых – твердый. За счет этого полимерные АКБ считаются чуть менее взрывоопасными и, соответственно, более безопасными. Хотя при правильной эксплуатации вероятность взрыва любого литий-ионного аккумулятора низкая.

Также полимерные батареи для телефонов можно сделать более тонкими, чем ионные. Поэтому они популярны в супертонких моделях.

Также батареи бывают разными по форме и емкости. Это зависит от прибора, для которого они предназначены.

Распространенные формы АКБ: пальчиковые – ААА, АА, 18650.

Используются в часах, детских игрушках, фотоаппаратах и другой технике. Батарея 18650 отличается от остального размера, а также емкостью и напряжением – 3,7 В против 1,5 В у АА. Они не подходят для стандартных электроприборов, их применяют там, где требуется большая емкость – например, в электровелосипедах или в Power Bank.

Прямоугольные – например, в мобильных телефонах.

Крупные в форме электронной коробки – называются твердотельными АКБ и применяются в электромобилях.

Наиболее часто в быту используются обычные небольшие пальчиковые батареи и прямоугольные – для сотовых телефонов. Но некоторые, более крупные, АКБ тоже применимы в быту – например, они стоят в электровелосипедах и автомобилях.

Правила хранения литий-ионных аккумуляторов

Правила хранения АКБ на основе лития основаны на слабостях данного типа аккумуляторов.

Слабости Li-Ion батареи:

  • боится полного заряда;
  • боится полного разряда;
  • боится низких температур;
  • боится высоких температур и перегрева;
  • боится высокой влажности;
  • имеет ограниченный ресурс – определенное число циклов зарядки;
  • взрывоопасна при повреждении герметичности;
  • емкость теряется даже во время хранения, а не только при активном использовании.

Хранение должно быть направлено на то, чтобы к моменту возобновления использования аккумулятора он сохранил все свои рабочие свойства и был исправен.

Как хранить литиевые аккумуляторы

Выбирайте правильный температурный режим. Лучше всего – от 0 до +20 градусов по Цельсию. Допустима температура до +35. Здесь суть в том, что чем ниже температура – тем лучше батарее, но только если температура не отрицательная. Поэтому многие хранят их в холодильнике. Это допустимо, если аккумулятор герметично упакован в пакет и в него не поступает влага. Если вы не уверены в герметичности упаковки, хранение литий-ионных аккумуляторов лучше осуществлять в другом месте.

Не держите аккумулятор разряженным до нуля или заряженным до 100 процентов. Оптимально отправить его на хранение с зарядом 40–50 процентов.

Раз в два-три месяца батарею нужно подзаряжать до показателя в 40–50 процентов. Также раз в полгода можно разрядить ее полностью, затем зарядить до 100 процентов. А перед отправкой на хранение вновь разрядить до 40–60 процентов.

Если этого не делать, со временем он саморазрядится. А АКБ с зарядом 2 В не восстанавливается, ее остается только выбросить.

Произойти это может уже за 2,5–3 месяца. Не пытайтесь зарядить его в этом случае – это очень опасно; скорее всего, произойдет взрыв. Так что в этом случае пожалейте здоровье и жизнь, а не батарею. Приобретите новую и далее соблюдайте правила хранения.
Место хранения должно быть сухое и прохладное, там не должно быть вибрации и прямых солнечных лучей.

Не стоит заворачивать прибор во что-либо, исключение – когда держите в холодильнике в герметичном пакете, так как это бережет от влаги. В остальных случаях, наоборот, необходима свободная циркуляция сухого воздуха. Любая ткань может впитывать влагу и затем ее задерживать. А этого нужно избежать.

До АКБ не должны добраться дети для их же безопасности.

Батарею не стоит держать в приборе, который длительно не планируется использовать, лучше достать и положить в подходящее место.
Рядом с батареей не должно быть тяжелых предметов и всего, что способно упасть и повредить ее. Не должно быть жидкостей, особенно химических.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое матрица в телевизоре

Не стоит хранить на большой высоте, откуда она может упасть.

Эти правила помогут вам сохранить АКБ и использовать ее с пользой в любом предмете техники до момента, когда закончится отведенный производителем ресурс, а не до того, как она случайно разрядится полностью во время хранения.

Источник: https://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-khranyt-lytyy-yonnye-akkumulyatory

Как правильно хранить Li-ion аккумулятор — Блог об электротранспорте

Производители сегодня используют практически в любых электрических устройствах накопители одного типа – это элементы типоразмера 18650. Разница между электромобилем и ноутбуком здесь будет только в количестве элементов.

Упомянутые батареи далеки от совершенства и требуют соблюдения определенных требований при эксплуатации. Их стоимость и уязвимость перед безграмотным хранением являются основными причинами, зарождающими сомнения в приобретении экотранспорта.

Среди основных проблем хранения выделяются:

  • хранение литий ионных аккумуляторов на морозе приводит к полной разрядке и уменьшению ресурса,
  • требуют постоянного контроля над остаточным уровнем заряда,
  • длительное хранение литий ионных аккумуляторов несет массу неудобств и не гарантирует сохранения ресурса.

Чтобы ответить на вопрос «Как хранить литиево-ионные батареи?», нужно понимать, больше всего они боятся длительного хранения при глубоком разряде. Именно это способно окончательно прикончить батарею. Можно сказать, что если после эксплуатации устройства забыли поставить пустой аккумулятор на зарядку и вспомнили о нем через месяц-другой, то будьте готовы покупать новый накопитель.

Вся сложность эксплуатации устройств на таких батареях, вызвана отсутствием защиты от полного разряда (или недостаточно эффективной работой этой защиты). Ниже разберемся, как сохранить литий ионный аккумулятор 18650, который используется в электрическом транспорте. Но, в любом случае, совет и правило №1: если уровень заряда упал ниже 30-40% после работы устройства, немедленно ставьте АКБ заряжать.

Li ion аккумуляторы: температура хранения и зарядки

Если о том, что отрицательный градус хранения АКБ отрицательно влияет на время службы, знают все, то немногим известно, что при минусовых температурах губительна даже сама зарядка – аккумулятор просто теряет емкость. Еще одно «температурное» требование говорит, что нельзя хранить Li-ion-батарею при температурах выше 30 градусов. Это также кратно снижает емкость.

При зарядке устройства тоже есть своя опасность – перезаряд АКБ. Этого тоже нужно избегать, чтобы продлить срок службы устройства. Не менее важно использовать только сертифицированное, идущее в комплекте с батареей, зарядное устройство, которое соответствует по техническим характеристикам. И нужно помнить, что нередки случаи взрыва батарей, поэтому нельзя оставлять процесс без внимания.

Срок и условия хранения литиевых аккумуляторов

Если батарее все-таки предстоит долговременное хранение, то нужно учесть ряд требований, которые сохранят работоспособность после возобновления эксплуатации:

  • Хранить нужно при приблизительно 40% заряда (дополнительно это гарантирует, что элементы не взорвутся),
  • Лучшая температура хранения: плюс 5-8 градусов Цельсия. Влажность не играет роли, но производители рекомендуют уровень в 50%, поэтому лучше защитить от влаги, убрав в пластиковый пакет,
  • Проверять и подзаряжать АКБ следует каждые 5-6 месяцев. До все тех же 40%,
  • Если есть необходимость снизить уровень заряда, то разряжать стоит любой транспорт под нагрузкой (без нее можно перегреть двигатель),
  • Худшим решением будет хранить литий-ионные батареи в автомобиле, где регулярно меняется температура – последующее падение емкости гарантировано,
  • При хранении АКБ в загородном доме защитите ее от грызунов, которые способны «наделать дел». Лучше убрать батареи в деревянный ящик.

Перечисленные  рекомендации также подойдут, если нужно понять, как лучше хранить литиевые аккумуляторы зимой. Основная проблема обеспечения условий идеального хранения заключается в обеспечении того самого заряда в 30-40%, а именно в наличии под рукой средств для его измерения. Многочисленные форумы любителей экотранспорта советуют при покупке сразу обращать внимание на тип зарядного устройства – нужна умная зарядка с индикацией.

Заключение

Литий-ионные аккумуляторы электротранспорта –дорогостоящая и наиболее капризная часть транспорта. Батареи требуют повышенного внимания при регулярном использовании и соблюдения целого ряда мер при длительном хранении. На первый план выходят температура окружающей сред и уровень заряда. Несмотря на то, что Li-ion-батареи деградируют с первого дня своей жизни, соблюдение перечисленных в статье рекомендаций поможет им сохранить работоспособность не один год.

Новые посты:

  • Детский электроквадроцикл – где можно кататься
  • Электротранспорт в подарок на любой праздник
  • Самый дорогой электросамокат в мире
  • Другие посты:

  • В каком возрасте можно начинать ездить на электросамокате
  • Без чего не обходится идеальная вечеринка?
  • Как выбрать детский квадроцикл
  • Литиевый аккумулятор LiFePO4 48v 12Ah

    Ток заряда: 4,0 А
    Тип аккумулятора: LiFePO4 (Литиевый)
    Ёмкость аккумулятора: 12 Ah
    Номинальный вольтаж: 48 V
    Раб. температура: от -20 до +55°С
    Вес: 5,8 кг
    Габариты: 290х138х85 мм
    Дополнительно: Номинальный ток разряда 3С, допустимый — 5С; Аккумулятор собран по схеме 15s4p из 26650 (grade A); Производитель — Headway (Тайвань); Наработка 1200.0 (циклов заряда); Тип токовывода — к проводам; Материал изготовления корпуса — Полипропилен

    Цена: 25000 руб 24000 руб

    LiFePo4 Аккумулятор 18650 Headway 3,2V 15Ah (ячейка 40152S)

    Ток заряда: 15 А
    Тип аккумулятора: LifePO4 (Литий-железо-фосфатный)
    Ёмкость аккумулятора: 15 Ah
    Номинальный вольтаж: 3,2 V
    Раб. температура: от -20° до 50°C
    Вес: 480 гр
    Дополнительно:

    Источник: http://electrotransport.su/kak-pravilno-hranit-akkumulyator/

    Как хранить аккумуляторы от шуруповерта?

    Всем привет! В Сети часто спрашивают, как хранить аккумуляторы шуруповерта правильно, чтобы они не вышли из строя раньше времени. В этой статье я попробую дать ответ на поставленный вопрос.

    В свое время я тоже задался этим вопросом и мне пришла в голову одна замечательная мысль: «А почему бы не посмотреть в инструкции по эксплуатации какого-либо шуруповерта?». С этой «гениальной» мыслью я взял инструкцию от Макиты и нашел в ней лишь общие слова.

    Ну это про то, что хранить нужно так, чтобы контакты аккумулятора не могли быть случайно замкнуты скрепкой, монетой или другим металлическим предметом, что хранение должно быть в условиях, где температура воздуха не превышает 50 градусов, ну и тому подобное, что тоже конечно важно, но вроде и так понятно.

    А всех то интересуют примерно такие вопросы:

    • с каким уровнем заряда нужно оставлять на хранение аккумуляторы?
    • их нужно обязательно оба вынимать из шуруповерта или один можно оставить вставленным?
    • как долго можно хранить без перезарядок?

    В итоге, пересмотрев инструкции от разных производителей, мне удалось найти кое-какую полезную информацию. Причем даже если смотреть в инструкции разных шуруповертов одного производителя, но отличающихся типом аккумулятора, то она будет одинакова. При этом, если производитель считает, что надо указать какую-то особенную информацию для тех или иных типов батарей, то ее указывают, но в целом для всех типов условия в основном одинаковые.

    Вот, например, что пишет фирма AEG:

    А вот информация от DeWalt:

    Или вот Макита для любых типов аккумуляторов дает универсальный совет, перезаряжать батареи каждые полгода хранения, если они так долго лежат без дела.

    В общем что можно сказать, основываясь на указанной от производителей информации? Давайте по порядку.

    Как лучше хранить аккумуляторы — заряженными или разряженными?

    Если аккумулятор никель-кадмиевый или никель-металлгидридный, то его нужно оставлять с полным зарядом, если собираетесь хранить менее 30 дней, и с зарядом в 30-50% от максимальной емкости, если срок хранения будет превышать 30 дней.

    Литий-ионные аккумуляторы, если верить DeWalt, нужно оставлять полностью заряженными. Хотя это странное правило, поскольку из всего того, что мне приходилось узнавать по поводу этого типа батарей, мне известно, что литий-ионники очень медленно саморазряжаются (в год теряют около 4%). Видимо DeWalt в данном случае просто решил перестраховаться, поскольку пользователь может оставить на хранение полностью посаженный аккумулятор.

    Многим наверное известно, что на литий-ионных батареях стоит электроника, которая прекращает подачу тока, когда уровень заряда доходит до определенной минимальной отметки. Для пользователя это будет ноль, а на самом деле заряд там еще есть. И если такой аккумулятор оставить храниться без предварительной зарядки, то он просто может даже своими малыми темпами разряда дойти до действительного ноля.

    А для литий-ионных батарей это смерть — их нельзя полностью разряжать, поэтому и стоит электроника. Вот в DeWalt и перестраховались. Ну я так думаю.

    Нужно ли вынимать аккумулятор из шуруповерта при хранение?

    Здесь воспользуемся простой логикой. Шуруповерты с завода-изготовителя приходят упакованными так, что один из аккумуляторов в них вставлен.

    При этом производитель, думается, учел, что аппарат может попасть к конечному потребителю далеко не сразу — какое-то время, которое может измеряться и годами, шуруповерт может просто лежать на складе.

    Раз производитель их изначально запаковывает с вставленным аккумулятором, то значит так их можно и хранить.

    Как долго можно хранить аккумуляторы без подзарядки?

    Как было видно из вышеприведенной информации от производителей, перезаряжать длительно хранящиеся аккумуляторы нужно каждые шесть месяцев.

    Но поскольку инструкцию приводят универсальную, то это правило коснулось и литий-ионных аккумуляторов. Как представляется, при их крайне низком саморазряде хранение таких батарей может осуществляться без подзарядки и несколько лет. Если конечно они не были полностью посажены перед хранением.

    И тут возникает еще один вопрос: а как же аккумуляторы могут храниться годами на складах до покупки конечным потребителем и при этом не портиться?

    Ответ можно логически вывести из всё тех же инструкций по эксплуатации. Производители пишут, что новый аккумулятор необходимо держать около 10 часов на зарядке, чтобы он набрал нужную емкость (так пишет DeWalt), либо ему нужно пройти для этого пять циклов заряда-разряда (так, например, пишет Макита).

    Это может означать, что до первого заряда аккумуляторы находятся еще в таком, скажем так, «недоразвитом» состоянии, когда они могут храниться достаточно долго и не портиться.

    Что собственно и подтверждалось моим личным, в том числе, опытом, когда я продавал людям шуруповерт, выпущенный два-три года назад, а потом через несколько лет слышал от этих покупателей лестные отзывы о работе проданной им техники.

    Но стоит их только привести в состояние полной емкости, они начинают требовать подзарядки каждые 6 месяцев.

    Подводя итог, сделаем следующие выводы:

    • никель-кадмиевые и никель-металлгидридные аккумуляторы нужно полностью заряжать, если срок хранения составляет менее 30 дней, и оставлять их с зарядом 30-50% от общей емкости, если срок хранения будет более 30 дней, при этом их следует перезаряжать каждые полгода длительного хранения;
    • с литий-ионными аккумуляторами можно проделывать те же процедуры, но, как представляется, если этого не придерживаться, то ничего страшного с ними не случится, главное не оставлять их на длительное хранение полностью посажеными.

    Что же, надеюсь мне удалось внести ясность в этом вопросе. Спасибо за внимание и до новых встреч!

    Источник: http://instrument-tehnika.ru/kak-hranit-akkumulyatory-ot-shurupovyorta/

    Как хранить аккумуляторы?

    Повышение срока службы аккумуляторных батарей с точки зрения любого потребителя и зеленого образа жизни — это очень позитивный момент. Но для этого нужно знать, как хранить аккумуляторы. В статье даны рекомендации по хранению различных типов аккумуляторов. Однако вне зависимости от условий хранения, любые аккумуляторы со временем приходят в негодность и их необходимо перерабатывать.

    Рекомендуемая температура хранения для большинства типов аккумуляторов составляет 15°С, а крайние допустимые температуры — от -40°C до 50°C.

    В то время как свинцово-кислотные батареи всегда должны храниться при полном заряде, никелевые и литиевые аккумуляторы должны быть заряжены приблизительно на 40%.

    Этот уровень минимизирует потери емкости со временем, сохраняя аккумулятор в рабочем состоянии и позволяя ему саморазряжаться. Сравнение характеристик различных типов аккумуляторов приведено в этой статье.

    Установить уровень заряда 40% довольно трудно, поскольку напряжение разомкнутого контура батарей плохо поддается измерению. Тем не менее, за неимением более совершенных методов, в качестве приблизительного показателя используется это напряжение. Уровень заряда в литий-ионных аккумуляторах составляет примерно 50% при напряжении 3,8 В/элемент и 40% при 3,75 В/элемент. Прежде чем измерять напряжение литий-ионного аккумулятора после зарядки или разрядки, дайте ему «отдохнуть» 90 минут.

    Уровень заряда никелевых батарей особенно трудно измерить. Всплески после зарядки и разрядки, изменение напряжения из-за температуры очень сильно влияют на параметры заряда. Из-за фактического отсутствия адекватного контроля уровня заряда никелевых батарей и, поскольку уровень заряда для такого типа аккумулятора не столь критичен, при разрядке батареи можно просто ее немного подзарядить и хранить в прохладном, сухом месте.

    В любом случае, хранение батарей приводит к их старению. Низкая температура и частичный уровень заряда только замедлит процесс старения. В Таблице 1 представлены данные о восстанавливаемой емкости литиевых и никелевых аккумуляторов при хранении более одного года в различных температурных условиях и при разных уровнях заряда. Восстанавливаемая емкость определяется как доступная емкость батареи после хранения при полной зарядке.

    Таблица 1: Расчетные восстанавливаемые емкости при хранении аккумуляторов в течение одного года

    Температура Свинцово-кислотныепри полном заряде Никелевыепри любом заряде Литий-ионные(Li-cobalt)
    40% заряда 100% заряда
    0°C25°C40°C60°C 97%90%62%38%(через 6 месяцев) 99%97%95%70% 98%96%85%75% 94%80%65%60%(через 3 месяца)

    Повышенная температура ускоряет постоянную потерю мощности в зависимости от типа батареи. Литий-ионные также чувствительны к уровню заряда.

    Литий-ионные батареи часто подвергаются неблагоприятному воздействию высоких температур. Их часто используют в мобильных телефонах, которые летом сильно нагреваются на солнце, а в ноутбуках они бывают постоянно подключены к электросети.

    Повышенные температуры и постоянная подзарядка от сети, когда аккумулятор имеет максимальное напряжение в течение длительного периода, объясняют сокращение срока службы аккумуляторов в мобильных устройствах. Повышенная температура и чрезмерная зарядка также плохо влияют на свинцовые и никелевые аккумуляторы.

    Всем батареям необходимо «отдыхать» после зарядки, даже при хранении на непрерывной подзарядке.

    Никель-металл-гидридные аккумуляторы могут храниться приблизительно три года. Падение мощности вследствие хранения можно частично снизить благодаря подготовке к эксплуатации циклической зарядкой/разрядкой, которая по-английски называется priming. Никель-кадмиевые батареи хранятся хорошо, даже если напряжение на клеммах падает до нуля вольт.

    Полевые испытания, проведенные ВВС США, показали, что никель-кадмиевые аккумуляторы, хранившиеся в течение пяти лет, показывали хорошую емкость после циклов зарядки/разрядки. Считается, что priming надо проводить, если напряжение падает ниже 1В/элемент. Первичные щелочные и литиевые батарейки (т.е.

    обычные одноразовые батарейки) могут храниться до 10 лет с минимальной потерей мощности.

    Свинцово-кислотный аккумулятор можно хранить в изолированном состоянии до двух лет. Поскольку все батареи постепенно саморазряжаются с течением времени, необходимо проверять напряжение и/или плотность электролита, а затем подзаряжать, когда уровень заряда падает до 70 процентов. Как правило, такому уровню заряда соответствует напряжение 2,07В/элемент или 12,42В для 12В батареи. Плотность электролита при 70 процентах заряда примерно 1,218.

    Некоторые свинцово-кислотные батареи могут иметь отличные показания, так что лучше эти значения уточнять в инструкции по эксплуатации, прикладываемой производителем. Низкий уровень заряда вызывает сульфатацию — образование на электродах крупных малорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца, что приводит к снижению емкости батареи.

    Для частичного восстановления аккумулятора на ранних стадиях сульфатации можно зарядить батарею до полной емкости и/или циклически заряжать-разряжать ее.

    После длительного хранения сульфатирование может препятствовать зарядке герметичных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Эти аккумуляторы часто можно восстановить за счет применения повышенного напряжения. Сначала при зарядке напряжение на элементе может подняться до 5В при потреблении небольшого количества тока.

    В течение двух часов или около того ток зарядки преобразует большие кристаллы сульфата в активный сульфат, сопротивление элемента падает, и напряжение заряда постепенно нормализуется, и при напряжении 2,10-2,40В элемент способен воспринять нормальный заряд. Для предотвращения повреждений необходимо установить текущее ограничение по току на очень низком уровне.

    Не пытайтесь выполнить эту процедуру, если блок питания не имеет функции ограничения тока.

    Как хранить аккумуляторы. Краткое руководство

    Первичные батареи хранятся хорошо. Щелочные и литиевые батарейки могут храниться в течение 10 лет с умеренными потерями емкости.

    Извлекайте батареи из оборудования и храните в сухом и прохладном месте.

    Избегайте замораживания. В разряженном состоянии батареи замораживаются быстрее.

    Заряжайте свинцово-кислотные аккумуляторы перед хранением и контролируйте напряжение или плотность электролита; подзаряжайте, если напряжение падает ниже 2,10В/элемент или плотность электролита ниже 1,225.

    Никелевые аккумуляторы могут храниться в течение пяти лет и более, даже при нулевом напряжении; но перед использованием может потребоваться проведение процедуры цикличной зарядки/разрядки.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Oled телевизоры что это такое

    Литий-ионные аккумуляторы должны храниться в заряженном состоянии. В идеале уровень заряда должен быть 40%. Это гарантирует, что напряжение при саморазрядке не упадет ниже 2,50В/элемент.

    Утилизируйте литий-ионные батареи, если напряжение не превышает 2,00В/элемент больше недели.

    Внимание!

    При зарядке герметичных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с повышенным напряжением, для защиты батареи необходимо применять ограничение тока. Всегда устанавливайте ограничение тока до минимально возможного значения и следите за напряжением и температурой во время зарядки.


    В случае разрыва, утечки электролита или по любой другой причине попадания электролита на кожу, сразу промойте пострадавший участок водой. При попадании в глаза промойте водой в течение 15 минут и немедленно обратитесь к врачу.


    Используйте защитные перчатки, когда соприкасаетесь с электролитом, свинцом и кадмием. При воздействии на кожу немедленно промойте водой.

    статьи:

    Источник: https://nature-time.ru/2013/12/kak-hranit-akkumulyatoryi/

    Литий ионный аккумулятор: как его заряжать, производство, хранение литий ионных аккумуляторов

    Аккумулятор – самый популярный источник химической энергии. Сегодня они используются для работы сотовых телефонов, запуска машин, работы компьютеров, бесперебойной работы электричек, метро. Батареи бывают разных размеров и форм.

    Самая большая батарея достигает 2000 метров в квадрате. Располагается на Аляске в городе Фэрнбенкс. В случае выключения света она способна обеспечить тепло энергией около 12 000 домов в течение 10 минут.

    В больших батарейках больше компонентов и служат они дольше, чем аккумуляторы маленьких размеров.

    Литий ионный аккумулятор: от устройства до выбора

    Аккумулятор типа литий ионного по-другому называют химически сложенным источником тока. Li-on состоит из жидкого электролита, ионов лития, углерода. Устройства стоят дешево, неприхотливы, просты в обслуживании, перезаряжаемы, но некоторые не безопасны из-за отсутствия в структуре механизма контролера. В запасе Li-on имеется 1000 циклов дополнительной подзарядки. Первый ионный аккумулятор был выпущен фирмой Sony в 1970 годах.

    О чем говорит маркировка батарей

    Две цифры, стоящие впереди, показывают диаметр, следующая пара цифр – означает длину батареи.

    Li-on буквенная система раскрывает химический состав аппарата и технологию:

    • 1-ая буква I указывает на то, что технология представлена литий ионным способом производства.
    • 2-ая буква C, N, M, F соответствует химическому составу.
    • N – никель-марганцевый элемент.
    • C – Кобальтовый.
    • F – Железофосфатный элемент.
    • M – Марганцевый.
    • Последняя буква R показывает на то, что батарею можно неоднократно перезаряжать.

    По маркировке батареи можно раскрыть подробную информацию о сроке годности и стране-производителе

    Дата производства указана на защитной пленке аккумулятора, но зашифрована в виде кода, который стоит в определенной последовательности цифр и букв. У каждого завода изготовителя разный шифр. Зная месторасположение кода и вид оцифровки, вы можете легко узнать дату выпуска Li-on. Приведем пример на модели 18659 LG. Дата изготовления батареи 18659, закодирована в первых четырех цифрах во второй строке шифра.

    Год выпуска 18659 LG зашифрован в первой букве кода:

    • T – 2018
    • S – 2018
    • P – 2016
    • – 2015
    • N – 2014
    • M – 2013
    • L – 2012
    • K – 2011
    • J – 2010

    День выпуска можно узнать по трем цифрам после буквы. Числа нужно считать с 1 января до 31 декабря:

    • 01 – 031 – январь;
    • 032 – 059 – февраль;
    • 060 – 090 – март;
    • 091 –120 – апрель;
    • 121 – 151 – май;
    • 152 – 181 – июнь;
    • 182 – 212 – июль;
    • 213 – 243 – август и т. д.

    Аккумуляторы очень чувствительны к перезарядке и глубокой разрядке. Чтобы аккумулятор не сломался раньше времени, изготовитель выпускает их вместе с контролером (он выглядит в виде микросхемы). Контролер не допускает проблем с перезарядкой и разрядкой до 0%, предохраняет батарею от самовозгорания, взрывания, плавления, регулирует температуру внутри батареи.

    Некоторые производители экономят на введении в корпус контроля. Поэтому до сих пор батареи взрываются, сгорают. Также их не рекомендуется заряжать больше 3 часов. При достижении 100 % баланса энергии, нужно немедленно отсоединить блок питания от сети.

    Как выбрать Li- on

    Первым делом следует определить срок изготовления батареи. Так как при хранении аккумулятора в течение одного года без работы теряется 4 % емкости. Можно самостоятельно рассчитать срок хранения стандартного литий ионного аккумулятора. Не приобретать товар, если прошло около 2 лет.

    При сомнениях в исправности своего зарядного устройства рекомендуем выбирать защищенные аккумуляторы. Некоторые аппараты автоматически не останавливают самостоятельно заряд. Подзаряжать незащищенные батареи крайне опасно, они могут взорваться, вздуться.

    Нужно обратить внимание на емкость. Если на упаковке указана емкость больше 3600 миллиампер часов, тип размера 18650, то это подделка. Такого не существует.

    Аккумуляторов вида литий ионного на рынке предоставлено несколько видов:

    1. Литий-марганцовый. Применяется в мобильной электронике.
    2. Литий-никель- марганец-кобальт оксидная батарея. Присутствие марганца обеспечивает внутри низкое сопротивление. Применяется в создании электроинструментов, силовых агрегатов.
    3. Литий-кобальтовый. Элемент приспособлен для создания батарей и механизмов фотокамер, мобильных телефонов и компьютеров. Недостатки – короткий срок годности, ограниченные возможности.
    4. Литий-титанатный. Стоит очень дорого, но есть плюсы: безопасность, быстрая зарядка, срок годности от 6 лет. Батареи регулируют работу уличных фонарей, используются в производстве автомобилей (Митсубиси, Хонда).

    Батарея для автомобилей

    Какими способами можно заряжать литий ионные аккумуляторы

    Заряжать такие батареи нужно, не дождавшись полной разрядки, когда на экране прибора будет показано 14-12%. Заряжать до 80-90% энергии аппарата. Стараться не допускать перезарядки и сильного разряда.

    Производство литий ионных аккумуляторов на примере завода батарей

    На российских промышленных заводах каждый день производят 3 миллиона этих устройств. Краткий процесс изготовления батарей состоит из четырех шагов:

    1. Изготовление электродов.
    2. Их соединение в батарею, комплектовка защитной пленкой.
    3. Упаковка в наружную оболочку, пропитка электролитом.
    4. Контроль качества, тестирование, заряд.

    Устройство аккумулятора

    Порядок изготовления:

    • Медная фольга выступает в роли анода, предварительно на нее наносится тонкий слой графита. Алюминиевая фольга с прослойкой лития служит в роли катода. Основные составляющие батарейки: корпус, в котором они размещаются, катод, анод, бумажный разделитель, помещенный между катодом и анодом, чтобы они не соприкасались. Катод – первое, что помещают в батарею, он состоит из диоксида марганца и графита. Рабочие загружают мешки этих материалов массой 1800 тонн на платформы.
    • Гидравлический механизм вытряхивает из мешков все песчинки катода до последнего в емкости. Затем материал проходит через трубы и попадает в зону смешивания. Компьютерная программа управляет клапанами, чтобы засыпать нужное количество порошка будущего катода. Графит при перемешивании в аппарате создает много пыли, так как он весит легче воздуха. Образовавшаяся катодная смесь (графит диоксид марганца) идет по конвейеру в зону катодного пресса. Здесь формировочная машина вдавливает порошок в круглые, пустые паллеты.
    • Корпусы из никелированной стали, сделанные на другом заводе, поступают с другой стороны. Они движутся в ряд по конвейерам, пока не встретятся с катодными паллетами. Механическое устройство заталкивает по три паллета в каждый корпус. После установки катодов эти трубочки попадают на магнитный конвейер и перемещаются на линию Д. Затем нужно бумажный цилиндр поместить внутрь катода, в противном случае при использовании готовой батарейки возникнет замыкание. Бумага будет разделять анод и катод. На дно батареи тоже стелется кусочек бумаги, визуально получается бумажный стакан. Бумага служит физическим барьером между положительно и отрицательно заряженными ионами, чтобы они не контактировали друг с другом при включении в какой-либо прибор.
    • Перед заполнением анода предварительно в бумажный стакан нужно внести несколько капель гидроксида лития или калия. Он является электролитом, то есть проводит в аккумуляторе электричество. Подождать 15 минут, чтобы хорошенько вещество впиталось в бумагу. После заполнения анодом батарейки идут на изготовление токоснимателя. Токосниматель представляет собой гвоздь, приваренный к стальной шляпке батарейки. Когда батарея присоединяется к проводнику (устройство представляет собой «гвоздь»), литий ионный аккумулятор накапливает в аноде электроны и отправляет их через это же устройство обратно в положительную часть батарейки. Электроны, протекающие через ножку гвоздя, позволяют батарее бесперебойно работать.

    Токосниматель находится на дне батарейки

    • Латунная проволока с жестяным покрытием отправляется в осадочную машину. Лезвие, находящееся внутри нее, нарезает проволоку на кусочки по 3 см. Затем холодноосадочный автомат делает в конце каждого кусочка шляпку. Готовые гвозди высыпаются на другом конце трубы. А затем попадают на конвейер, он же сбрасывает их в роторный вибратор. Гвозди отправляются на конвейер по сборке токоснимателей. Здесь они двигаются в ряд, чтобы воссоединиться с головками. Автоматический сварщик приваривает головки гвоздей. И магнитный конвейер засасывает готовые детали. Отправляет их на линию сборки Д.
    • Тестирование. Каждый аккумулятор проходит через роторный прибор, который проверяет напряжение и силу тока. Батарейки, которые не прошли проверку, сдуваются потоком воздуха. Механический распределитель помещается в коробку, идет дальше на выдержку. Им надо немного постоять, чтобы вещества осели. Точное время выдержки регламентируется заводом-изготовителем. Стальной пресс печатает шляпки для положительного конца батареи, которые затем приварят к батарейке. Шляпки делаются из магнитной стали весов 1800 тонн килограммов. Сталь попадает в пресс.
    • Этикетка. Наклейки изолируют проводящую поверхность батарейки, чтобы никакое прикосновение не могло ее сократить.
    • Заводская лаборатория проверяет аккумуляторы на протекание, ускоряя старение за счет печки в другой части завода. Все батареи проходят три вида условий контроля: высокая температура, влажность и проверка температурным циклом, при которой температура с высокой меняется на низкую до минус 29 градусов. Проверка выполняется ежедневно.

    Литий ионные аккумуляторы: общий срок службы при правильном хранении

    Срок службы составляет от 7 лет при ведении правильной эксплуатации. Если в батарее присутствует консервант (он же позволяет хранить ее без заряда 2 года), то перед полным использованием следует батарею разрядить и зарядить несколько раз. Аккумулятор приобретает новые свойства. Вредный электролит распадается, батарея приобретает свою родную емкость заново. В отличие от батарей с консервантами, простые аккумуляторы портятся через 1,5 – 2 года, если вовремя их не использовать.

    Как правильно заряжать литий ионные аккумуляторы

    Чтобы батарея прослужила много лет, нужно не допускать полного разряда устройства. Также и полностью до 100 процентов заряжать не рекомендуется. Батарея может быстро постареть и утратить емкость.

    Заряжать аппарат нужно не более, чем 2 – 3 часа

    Хранить Li-on необходимо при температуре 15 градусов, подзаряжать до 50 %. Если держаться данного правила, батарея будет дееспособна в течение 10 лет. Если батарея находилась больше 5 минут на морозе, сразу подключать к сети ее нельзя, она должна оттаять, полежав при комнатной температуре 30 минут.

    Хранить возле обогревательных приборов и при повышенной температуре (от 18 градусов) крайне нежелательно. В таких условиях батарея начинает стареть, утрачивает свои функции. Аккумулятор должен заряжаться аппаратом, только предоставленным в комплекте родного устройства. Подзаряжать ионно-литиевые батареи можно через портативный аппарат, ноутбуком не рекомендуется.

    Литиевые батареи надо заряжать, не дожидаясь отключения телефона или ноутбука.

    Принцип работы зарядного устройства

    При присоединении вилки в сеть ионы лития в батарее будут хаотично двигаться, с каждой минутой их становится все больше. Когда аккумулятор зарядится на 90 %, то пойдет снижение тока нагрузки, выключится светодиод 1, включится светодиод под номером 2. Если провод зарядного устройства отключить через два часа после завершения полного заряда, аккумулятор начнет постепенно портиться.

    При зарядке устройства не должно быть длительных перерывов

    Литий-ионные аккумуляторы для долгого использования хранят в сухом месте при комнатной температуре. При эксплуатации нужно учитывать свойства перезарядки не более 4,35 В. Минимальное значение не меньше 2,3 В. Не допускать полного разряда аппарата.

    Хранить в темном месте при температуре не ниже и не выше 0 градусов, при заряде 50 процентов. Хотя бы раз в месяц заряжать и разряжать батарею. Если аккумулятор не заряжался больше года, рекомендуется несколько раз подзарядить его до 50 % и разрядить.

    Хранить LI-on от физических и механических воздействий от ударов, термических веществ.

    Как можно, зарядить деформированный аккумулятор? Такую батарею заряжать нельзя, ее нужно выбросить.

    Каждая батарейка – это маленькая электростанция, которая генерирует энергию более 12 часов. Чтобы продлить качество, полезные свойства устройства, нужно выполнять и знать вышеперечисленные требования.

    Источник: https://TechnoSova.ru/cifrovaja-tehnika/akkumulyatory/litij-ionnyj-ustrojstvo-vybor/

    Условия для правильного хранения литий-ионных аккумуляторов

    По мере проникновения в бытовой обиход электрических машин и приборов, работающих автономно, появляется проблема – как хранить литий ионные аккумуляторы.

    Прежде, чем перейти к анализу условий хранения, следует остановиться на технических особенностях рассматриваемых устройств. Знание их характерных отличий позволит избежать фатальных ошибок и в наибольшей степени сохранить эксплуатационные параметры в течение длительного простоя.

    Как хранить литий ионные (Li-ion) аккумуляторы?

    Литий ионные аккумуляторы отличаются от, например, никель-металлогидридных тем, что не обладают выраженным эффектом памяти. Т. е. они допускают производить зарядку, не дожидаясь полного разряда. Более того, постоянное снижение величины заряженности до нуля может привести к необратимым последствиям.

    • Наряду этим литиевые накопители электроэнергии плохо переносят регулярный перезаряд.
    • В рабочем режиме их рекомендуется заряжать приблизительно до 90 % от максимальной ёмкости.
    • Этого правила мало кто придерживается, но если при перманентной эксплуатации полностью заряженную электрическую батарею в ближайшее время пускают в работу, значение заряда достаточно быстро опускается.
    • Вследствие этого кратковременная излишняя заряженность практически не отражается на «здоровье» устройства.

    Температурные требования

    Многие аккумуляторы, содержащие способную к диссоциации молекул жидкость – электролит – отрицательно относятся к повышенным и пониженным температурам. Чрезмерное охлаждение может вызвать замерзание рабочего раствора. Нагрев свыше допустимого порога ускоряет химические процессы, истощающие активную массу электродов, что также ускоренно приводит к потере ёмкости.

    Если автомобильные аккумуляторные батареи, имеющие в составе серную кислоту требуемой плотности, легко выдерживают мороз в минус 30 и ниже градусов, то используемые в мобильных телефонах литий-ионные при похолодании до нуля заметно теряют заряд, а при дальнейшем снижении столбика термометра могут совсем лишиться работоспособности.

    Абоненты операторов сотовой связи могли заметить, что в жаркую погоду их гаджеты тоже снижают продолжительность автономной работы.

    В этом аккумуляторы подобны живым организмам – их жизнедеятельность поддерживается в определённом температурном интервале. Оптимальное «самочувствие» наблюдается в его центральной зоне.

    При приближении к границам повышается зависимость от энергетической подпитки извне.

    Влажность правильного хранения

    Аккумуляторы, как одиночные, так и в составе батареи, изготавливаются в водонепроницаемом корпусе. Их внутренние детали и материалы – электроды, сепараторы, электролит – практически не подвержены воздействию атмосферной влаги.

    Но между наружными контактными площадками или клеммами могут создаваться мостики проводимости из конденсата на внешней поверхности или, в меньшей степени, влажного атмосферного воздуха.

    Значит, повышенная влажность может привести к повышению скорости разряда и в период хранения необходимо поддерживать условия, гарантирующие отсутствие влаги на покрытии.

    Потеря ёмкости аккаумулятора

    Находящиеся на консервации аккумуляторы постепенно теряют свой изначальный электрический заряд.

    Как уже было отмечено, скорость снижения характеристик зависит от внешних температуры и влажности. Кроме того, по данным, приведённым в литературных источниках, сокращение потенциала увеличивается с повышением уровня зарядки.

    Так, при 0С и 40 процентах заряда теряется 2 % ёмкости в год. При той же заряженности и 60 градусах выше нуля годовой разряд составляет 25 %.

    У полностью заряженной батареи при тех же температурных показателях теряется 6 и 40 %% в год соответственно.

    Критерии для контроля

    • Проверять состояние литий-ионных элементов можно по напряжению на их клеммах.
    • Так для аккумулятора с номиналом 4,2 вольта половинный заряд будет соответствовать 3,5 в., а полный разряд – 2,8 в.
    • У батареи, состоящей из 10 элементов с суммарным номиналом 36 в. На 40 процентов заряда укажет напряжение в 34 вольта.

    Выводы статьи

    Работоспособность литий-ионных аккумулятора меньше всего снижается при следующих условиях хранения:

    1. — Температура – около плюс 5 градусов Цельсия. Снижение до нуля нежелательно, т. к. при отсутствии контроля возможно её снижение ниже нуля. Батарея замёрзнет и придёт в негодность.
    2. — Влажность – от 50 до 70 %. В этом диапазоне практически исключено запотевание корпуса и ускоренный разряд. Для большей гарантии рекомендуется поместить элементы во влагонепроницаемый (полиэтиленовый) пакет.
    3. — Периодически, 1 раз в 6 месяцев, проверять напряжение на клеммах. При необходимости подзаряжать до требуемого уровня.

    Примечание. После подзарядки измерения следует дать батарее отдохнуть в течение полутора часов и только после паузы проводить измерения

    Источник: https://akkummaster.com/vidy-akkumulyatory/akkumulyatory-dlya-elektrotehniki/hranenie-li-ion-akkumulyatorov.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    ЛидерТех
    Мультиварка что это такое

    Закрыть