Диафрагма в фотоаппарате что это такое

Диафрагма и диафрагменное число

диафрагма в фотоаппарате что это такое

Нам уже известно из предыдущего урока, что диафрагма – это регулируемое отверстие в объективе, через которое на матрицу попадает свет.

Теперь рассмотрим такое понятие, как диафрагменное число, и разберемся, что же означают эти странные цифры на объективе и откуда они вообще взялись.

Будет немного математики, чуть-чуть геометрии и максимум пользы. Также в конце статьи вас ждут 5 интересных фактов о фотографии, о которых вы и не догадывались.

Поехали!

Новые термины:

  • Диафрагменный ряд;
  • Диафрагменное число;
  • Фокусное расстояние.

Что такое диафрагменное число

Вы возможно сталкивались при настройке диафрагмы примерно с похожей комбинацией чисел: 1.2, 1.4, 1.8, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 и т.д. Это есть диафрагменный ряд. Он представляет собой последовательность чисел, указывающих на величину диафрагмы. Другими словами, на сколько диафрагма открыта или закрыта.

Диафрагменное число – это отношение фокусного расстояния объектива к размеру отверстия диафрагмы. Обозначается как f/x или f:x, где f – фокусное расстояние, x – числовое значение.

Фокусное расстояние, не вдаваясь в подробности, это расстояние от точки фокусировки в объективе до матрицы. Измеряется в миллиметрах. Чем оно меньше, тем угол охвата кадра больше, а чем оно больше, тем угол меньше и большее увеличение кадра.

Итак, ряд диафрагменных чисел напрямую связан со ступенями экспозиции. Одна ступень экспозиции равна изменению интенсивности пропускаемого света в два раза. Соответственно, изменив диафрагму на одно число, мы изменяем уровень освещенности на одну ступень экспозиции.

Чем меньше диафрагменное число, тем больше открыта диафрагма.

Здесь главное не перепутать. Для лучшего понимания давайте рассмотрим рисунок ниже.

Размер диафрагмы уменьшается с увеличением диафрагменного числа.

Каждое увеличение диафрагменного числа на одну ступень способствует уменьшению площади отверстия диафрагмы в два раза. Соответственно, освещенность также уменьшается в два раза, то есть на одну ступень экспозиции.

Иными словами, диафрагменное число определяет интенсивность света, попадающего на матрицу или пленку.

Далее давайте сравним два фото ниже.

Теперь проверьте себя, не подглядывая в прочитанное. В каком из двух случаев диафрагменное число будет больше?

Итак, на первом фото свет попадает на матрицу через отверстие диафрагмы с площадью S1 и с диаметром d1, а во втором случае площадь S2 в два раза больше.

С увеличением площади S2 увеличился и диаметр d2, но не в два раза. Чтобы определить диаметр d2, воспользуемся формулой расчета площади круга.

Чтобы найти соотношение между d1 и d2, заменим площади из первого уравнения на формулу, выраженную через диаметры.

Производим сокращения:

Извлечем корень и получим следующую формулу:

И мы видим, что при увеличении площади отверстия диафрагмы в два раза её диаметр увеличится в 1.4 раза.

Отсюда следует, что в ряде диафрагменных чисел каждая ступень различается с предыдущей в 1.4 раза.

Далее, начиная с единицы, построим очередность из диаметров так, чтобы каждое последующее отверстие имело площадь в два раза меньшую.

Вот теперь нам стало понятно, откуда берутся эти числа.

Такой ряд диафрагменных чисел, где площадь изменяется в два раза (т.е. на одну ступень экспозиции), называется основным. Помимо них, в фотоаппарате имеются и промежуточные значения, необходимые для более точной настройки экспозиции.

Вот мы с вами разобрались с этими диафрагменными числами и они уже не кажутся нам такими загадочными.

На объективах указывается минимальное диафрагменное число. Например, на маркировке объектива Nikon 50mm f/1.8G AF-S
цифры обозначают: 50мм — фокусное расстояние, f/1.8 — минимальное диафрагменное число.

Но на зум-объективах, например на Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED, два минимальных значения диафрагмы: f/3.5 при 18 мм (минимальное фокусное расстояние) и f/5.6 при 105 мм (максимальное фокусное расстояние).

Также на зум-объективах может быть только одно минимальное диафрагменное число, например у Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. На этом объективе минимальное f/2.8 и на 24 мм, и на 70 мм.

Диафрагменное число напрямую связано с регулированием глубины резкости (ГРИП).

Пять интересных фактов о фотографии

А сейчас, как и было обещано, несколько интересных фактов о фотографии:

1. При ярком свете диафрагменное число человеческого глаза изменяется от f/8.3 при ярком свете до f/2.1 в темноте.

2. Самая старая в мире фотокамера была продана на аукционе в Вене в 2007 году, установив при этом абсолютный рекорд и став самой дорогой фотокамерой, когда-либо проданной на аукционе. Раритет под названием «Дагерротип братьев Сюсс» (Daguerrotype Susses Freres) был продан почти за восемьсот тысяч долларов США. Стартовая цена составляла 100 000 евро.

3. Знаменитый американский фотограф Мэттью Б. Брэди был первым человеком, который сфотографировал самого себя, т.е. сделал автопортрет.

4. Ретушировать снимки и по желанию заказчика делать их «цветными» при помощи акварели, стали в далеком 1840 году.

5. На спутнике Земли находятся 12 «лунных» фотоаппаратов марки Hasselblad — несколько экспедиций оставляли их на поверхности Луны, чтобы модуль смог собрать еще больше грунта.

Источник: https://photograni.ru/diafragma-i-diafragmennoe-chislo/

Теория фотографии: Диафрагма, управление глубиной резкости

диафрагма в фотоаппарате что это такое

п»ї
Р’РѕРїСЂРѕСЃ — Ответ

п»ї

Диафрагма (aperture) — относительное отверстие объектива, позволяющее регулировать поток света, поступающего РЅР° матрицу цифрового фотоаппарата Рё управлять глубиной резко изображаемого пространства. Диафрагма состоит РёР· С‚РѕРЅРєРёС РјРµС‚Р°Р»Р»РёС‡РµСЃРєРёС Р»РµРїРµСЃС‚РєРѕРІ, которые закрывают или открывают отверстие для света. Р’ зависимости РѕС‚ модели объектива РёС РјРѕР¶РµС‚ быть больше или меньше. Количество лепестков определяет форму отверстия диафрагмы — РѕРЅР° может быть приближенна Рє РєСЂСѓРіСѓ, либо иметь форму шестигранника. Чем больше лепестков, тем отверстие круглее, Рё красивее СЂРёСЃСѓРЅРѕРє Сѓ объектива. Например, РїСЂРё съемке РЅР° объектив СЃ большим количеством лепестков, РІ Р·РѕРЅРµ РЅРµ резкости образуются ровные круглые пятна, Р° РЅРµ геометрические фигуры, напоминающие гайки. Современные объективы имеют закругленные лепестки, несмотря РЅР° РёС РЅРµР±РѕР»СЊС€РѕРµ количество, обеспечивают РјСЏРіРєРѕРµ Рё красивое размытие фона. Диафрагменное число — это отношение фокусного расстояния объектива Рє диаметру диафрагмы, обозначается как f/x, РіРґРµ x Рё есть его числовое значение. Диафрагма контролирует поток света, поступающий РЅР° светочувствительные элементы матрицы. Чем больше диафрагменное число, тем меньше пропускающее отверстие, Рё наоборот, чем меньше диафрагменное число, тем больше отверстие, соответственно РїСЂРѕСРѕРґРёС‚ больше света. Для наглядности: f/16 — закрытая диафрагма, f/1.4 — открытая. Значения диафрагмы измеряются РІ ступеняС.
1.0 1.4 2 2.8 4 5.6 8 11 16 22

Каждая ступень отличается РѕС‚ предыдущей РІ 1,4 раза, РїСЂРё этом количество света, поступающего РЅР° матрицу фотокамеры, изменяется РІ РґРІР° раза. Для более точного выставления экспозиции РІ СЃРѕРІСЂРµРјРµРЅРЅС‹С С„РѕС‚РѕРєР°РјРµСЂР°С СЃСѓС‰РµСЃС‚РІСѓСЋС‚ промежуточные значения диафрагмы, равные 1/3 ступени:

1.0 1.1 1.2 1.4 1.6 1.8 2 2.2 2.5 2.8 3.2 3.5 4 4.5 5
5.6 6.3 7.1 8 9 10 11 13 14 16 18 20 22 25 29 32

Глубина резко изображаемого пространства (ГРР�Рџ) — это область, РЅР°СРѕРґСЏСЃСЊ РІ которой объект съемки будет изображен резко, Р° РІСЃРµ, что РІС‹СРѕРґРёС‚ Р·Р° ее пределы — размыто.

Глубина резкости зависит РѕС‚ СЃР»РµРґСѓСЋС‰РёС РїР°СЂР°РјРµС‚СЂРѕРІ:

  • диафрагма — чем меньше диафрагменное число (открытая диафрагма), тем меньше глубина резкости, РЅР° закрытой диафрагме глубина резкости будет РїРѕ всей глубине кадра;
  • фокусное расстояние объектива — чем меньше фокусное расстояние объектива (например, широкоугольник), тем больше глубина резкости, РЅР° РґР»РёРЅРЅРѕС„РѕРєСѓСЃРЅС‹С РѕР±СЉРµРєС‚РёРІР°С РіР»СѓР±РёРЅР° резкости заметно сокращается;
  • расстояние РґРѕ объекта съемки — чем меньше расстояние РѕС‚ фотокамеры РґРѕ объекта съемки, тем меньше ГРР�Рџ, чем больше расстояние, тем больше ГРР�Рџ.

Влияние диафрагмы на ГР�П. Как видно из рисунков, бОльшая диафрагма дает более размытй фон.

5. Формула расчета ГР�П

R1 — передняя граница резко изображаемого пространства; R2 — задняя граница резко изображаемого пространства; R — расстояние РІ метраС, РЅР° которое производится наведение РЅР° резкость; f — фокусное расстояние объектива (абсолютное, Р° РЅРµ эквивалентное), РІ формулу подставляется значение РІ метраС; K — знаменатель относительного отверстия объектива (число диафрагмы); z — диаметр допустимого РєСЂСѓРіР° нерезкости, для негативов форматом 24С36 РјРј равный 0,03—0,05 РјРј (РІ формулу подставляется значение РІ метраС).

6. Управление диафрагмой

Первостепенная роль диафрагмы заключается в управлении глубиной резко изображаемого пространства. Значение диафрагмы выставляется в зависимости от поставленной цели.

Например, РїСЂРё съемке пейзажей, РєРѕРіРґР° резкость должна быть РїРѕ всему полю кадра, оптимальным значением диафрагмы будет f/11 — f/16, РїСЂРё съемке портрета, РіРґРµ необСРѕРґРёРјРѕ акцентировать внимание РЅР° объекте съемки, подойдет значение — f/1.2 — f/2.5, РїСЂРё этом главный объект будет РЅР°Содится РІ Р·РѕРЅРµ резкости, Р° фон сильно размыт. РџСЂРё съемке РЅР° открытой диафрагме РјРѕРіСѓС‚ возникнуть определенные сложности, учитывая то, что Р·РѕРЅР° резкости составляет всего-лишь милиметры, небольшое изменение угла наклона фотокамеры влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ смещение фокуса. Что следует учесть. РќР° полностью открытой диафрагме РјРѕРіСѓС‚ появиться Сроматические аберрации (цветовые искажения), Р° чрезмерное закрытие диафрагмы РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє дифракции (потеря резкости).

7. Светосила и виды объективов

Объективы, РІ зависимости РѕС‚ СЃРІРѕРёС С‚РµСРЅРёС‡РµСЃРєРёС Сарактеристик, имеют разное минимальное значение диафрагмы. Самыми светосильными являются объективы СЃ постоянным фокусным расстоянием — диафрагменное число РѕС‚ f/1,2 РґРѕ f/2.8.

РќР° РѕР±СЉРµРєС‚РёРІР°С СЃ переменным фокусным расстоянием нередко можно увидеть РїРѕСЂРѕРі значений f, например 18-55 f3.5-5.6. Это значит, что РїСЂРё фокусном расстоянии 18РјРј минимальное значение диафрагмы будет 3,5, РЅР° 55РјРј — 5,6.

Преимущества СЃРІРµС‚РѕСЃРёР»СЊРЅС‹С РѕР±СЉРµРєС‚РёРІРѕРІ: светосильная оптика позволяет работать РІ СѓСЃР»РѕРІРёСЏС РїР»РѕСРѕР№ освещенности без использования дополнительного оборудования Рё РїСЂРё РЅРёР·РєРёС ISO; небольшое количество линз РІ конструкции объектива, что обеспечивает лучшее качество изображения; РјСЏРіРєРѕРµ Рё красивое Р±РѕРєРµ РЅР° открытой диафрагме.

Для справки: РѕРґРЅРёРј РёР· СЃР°РјС‹С СЃРІРµС‚РѕСЃРёР»СЊРЅС‹С РѕР±СЉРµРєС‚РёРІРѕРІ, которые выпускались РЅР° рынок, является Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, выпущенный РїРѕ заказу агентства NASA для участия лунной РјРёСЃСЃРёРё Апполона. РќР° земле данный объекти⠫засветился» РІ РЅРµРєРѕС‚РѕСЂС‹С С„РёР»СЊРјР°С РЎС‚СЌРЅР»Рё РљСѓР±СЂРёРєР°.

Текст и фото  Митронина Елена

www.mitru.ru

Контекстный товар:

Р’ начало  ::: Р’ библиотеку :::

п»ї

п»ї

журнал для теС, РєРѕРјСѓ интересен РјРёСЂ фотографии! РќР° РЅР°С€РёС СЃС‚СЂР°РЅРёС†Р°С Р’С‹ найдете информацию РїРѕ теории фотографии, СѓСЂРѕРєРё мастерства РѕС‚ РїСЂРѕС„РµСЃСЃРёРѕРЅР°Р»СЊРЅС‹С С„РѕС‚РѕРіСЂР°С„РѕРІ, РѕР±Р·РѕСЂС‹ Рё тесты фототеСРЅРёРєРё, общение РЅР° форуме. Читать @Photomanual Правовая информация: Копирование РІСЃРµС СЃРѕСЃС‚Р°РІР»СЏСЋС‰РёС С‡Р°СЃС‚РµР№ сайта РІ какой Р±С‹ то РЅРё было форме без разрешения администрации ресурса запрещено. Права РЅР° РІСЃРµ публикации Рё изображения принадлежат РёС Р°РІС‚РѕСЂР°Рј.
РџРѕ вопросам сотрудничества обращайтесь    infРѕ @ СЂhРѕtРѕmР°nuР°l.ru  

Источник: http://www.photomanual.ru/articles/aperture/

Диафрагма объектива. Объяснения для начинающих

диафрагма в фотоаппарате что это такое

Диафрагма объектива или апертура (англ. — aperture; греческ. — перегородка) это одна из трех основных настроек камеры, наряду с выдержкой и ISO. Возможно, это одна из самых важных настроек просто потому, что она затрагивает так много переменных в изображении. Диафрагма может добавить глубины Вашим фотографиям размывая фон, а также влияет на экспозицию, делая Ваши снимки ярче или темнее. В этой статье Вы узнаете все, что нужно знать о диафрагме простыми словами.

Что такое диафрагма?

Если простыми словами, то диафрагма — это отверстие внутри объектива, через которое свет проникает в корпус камеры. Это просто, если Вы представите как работают Ваши глаза.

Когда Вы двигаетесь между яркими и темными средами, радужная оболочка Ваших глаз либо расширяется, либо уменьшается, контролируя размер зрачка — отверстие, которое позволяет свету проникать дальше в глаз. В фотоаппарате «зрачок» Вашего объектива называется диафрагмой.

Вы можете уменьшить или увеличить размер диафрагмы, чтобы увеличить или уменьшить свет до датчика камеры.

Эффекты диафрагмы: Экспозиция

Диафрагма объектива дает несколько эффектов снимкам. Одним из наиболее важных является яркость или экспозиция Ваших изображений. По мере изменения размера диафрагмы он изменяет общее количество света, которое достигает датчика Вашей камеры и, следовательно, яркость изображения.

Большое отверстие (диафрагма открыта) будет пропускать много света, что приведет к более яркой фотографии. Небольшое отверстие (диафрагма закрыта), наоборот, делает фотографию темной. В темном помещении или на улице ночью Вы скорее всего захотите полностью открыть диафрагму, что получить максимальное количество света.

Также поступают Ваши глаза — зрачок расширяется с наступлением темноты.

Эффекты диафрагмы: глубина резкости

Другим, важным эффектом диафрагмы является то, что называется глубиной резкости (профессиональный термин — ГРИП (Глубина Резко Изображаемого Пространства)). Глубина резкости — это величина области снимка, которая кажется резкой от переднего плана к заднему. Те изображения, где фон полностью не в фокусе, имеют малую глубину резкости. Те изображения, где передний план и задний фон четко видны, имеют большую глубину резкости.

На фотографии выше только стакан находится в фокусе. Здесь использована большая диафрагма в фотоаппарате (полностью открыта), что естественно привело к полностью размытому фону. Эффект полностью или частично открытой диафрагмы часто используется в портретной съемке, чтобы ничего не отвлекало от главного героя снимка.

С другой стороны, маленькая диафрагма (полностью или частично закрытая) обычно идеально подходит для съемки пейзажей и архитектуры. На фотографии ниже использована небольшая диафрагма, чтобы гарантированно получить резкие передний и задний планы.

Что такое F-число?

До сих пор мы говорили о диафрагме только в общих терминах. Однако размер диафрагмы выражается как число, известное к f-число. Всякий раз, когда Вы видите значение диафрагмы, перед числом видна буква «f», например f/8.

Вы наверняка видели это на своей камере. На жк-дисплее Вашего фотоаппарата или в видоискателе размер диафрагмы будет выглядеть примерно так: f/2, f/3.5, f/8 и тд. Некоторые камеры опускают косую черту и пишут: f2, f3.5, f8 и тд. Камера на фото установлена на диафрагму f8/.
Таким образом, f-число это способ описания размера диафрагмы (как сильно открыта или закрыта диафрагма) для конкретной фотографии.

Размеры диафрагмы

Есть одна важная деталь, которую Вы должны помнить, о значениях диафрагмы. Обычно это вводит в ступор начинающих фотографов.

Но на это действительно нужно обратить внимание и запомнить: маленькие цифры — большое (открытое) отверстие диафрагмы; большие цифры — маленькое (закрытое) отверстие диафрагмы.
Тут нет опечатки. Например, f/1.4 больше f/2 и намного больше f/8.

В начале это кажется неудобным, поскольку мы привыкли к тому, что большие цифры представляют собой большие значения. Тем не менее это основной факт фотографии.

Для понимания этого есть простое и разумное объяснение, которое должно сделать диафрагму более понятной: значение диафрагмы — это доля.
Например, когда Вы имеете дело с f/10, вы можете думать о нем как о доле — 1/10. Разумеется, Вы знаете, что доля равна 1/10 намного меньше, чем доля равная 1/2. По этой причине диафрагма f/10 меньше диафрагмы f/2.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подключить жесткий диск к ноутбуку

Как выбрать правильное значение диафрагмы?

Теперь, когда мы знакомы с численным выражением диафрагмы, то возникает вопрос, какой размер диафрагмы использовать? Давайте немного вернемся в начало, к экспозиции и глубине резкости. Здесь приведена краткая диаграмма для демонстрации различий в яркости одного и того же сюжета при использовании разных значений диафрагмы:

Используя видоискатель или жк-дисплей Вы можете видеть результат заранее. Не волнуйтесь, если Ваша фотография слишком яркая или темная в выбранном Вами значении диафрагмы. В большинстве случаев, Вы сможете настроить дополнительно выдержку или повысить ISO для получения нужной Вам яркости фотографии.

Какие значения диафрагмы доступны?

У каждого объектива есть предел того, насколько велика или насколько мала диафрагма. Если Вы посмотрите на технические характеристики своего объектива, то узнаете эти значения. Почти во всех случаях максимальное значение диафрагмы (насколько сильно открывается отверстие) будет более важным, поскольку будет означать сколько света сможет получить объектив в максимуме. Объектив, который имеет диафрагму f/1.4 или f/1.

8 в качестве максимального значения, считается хорошим объективом, так как света будет получать больше при минимально допустимых значениях выдержки и ISO. Объектив с максимальным значением диафрагмы f/4.0 будет получать света гораздо меньше, тогда значения выдержки и ISO придется также менять, чтобы получить хорошо экспонированный снимок. Но изменения выдержки и ISO грозят снизить качество снимка. Вот почему объективы с f/1.4 или f/1.

8 обычно стоят гораздо дороже.

Минимальное значение диафрагмы не так важно, потому что все современные объективы могут обеспечить максимум f/16 в качестве минимального значения. Вам вряд ли понадобится что-то меньшее в повседневности.

При использовании некоторых зум-объективов максимальная диафрагма будет меняться при увеличении или уменьшении масштаба. Например, со стандартным объективом 18-55мм f/3.5-5.6 наибольшая диафрагма постепенно смещается от f/3.5 на широком конце до только f/5.6 при более длинных фокусных расстояниях. Только более дорогие зум-объективы могут поддерживать постоянное значение диафрагмы.
Максимальная диафрагма настолько важна, что включена в название самого объектива.

В заключении

Диафрагма, безусловно, является решающим параметром в фотографии, и, возможно, это самая важная установка. Потому что глубина резкости и экспозиция оказывают большое влияние на изображение и Ваш выбор диафрагмы меняет его. Диафрагма объектива имеет также ряд других эффектов, которые слишком обширны, чтобы поместиться в одну статью.

Надеюсь, что эта и другие обучающие статьи полезны и интересны. Учитесь фотографировать и погружайтесь в красочный и завораживающий мир фотографии!

Удачи!

Источник: https://hobbiphoto.ru/diafragma-obektiva-obyasneniya-dlya-nachinayushhih/

О диафрагме доступным языком. параметры экспозиции для начинающих

Диафрагма — один из трёх ключевых параметров (наряду с выдержкой и светочувствительностью) фотоаппарата, с которыми нужно научиться работать каждому фотографу. Мы уже готовили статьи о параметрах экспозиции и глубине резкости. Этот же урок рассчитан на начинающих фотографов, которые хотят получить основную информацию кратко и доступным языком.

Механизм диафрагмы — это несколько лепестков в объективе. Сужаясь и расширяясь, они формируют отверстие, через которое свет попадает на матрицу.

Лепестки диафрагмы в объективе формируют отверстия различного диаметра.

NIKON D850 / 70-300 mm f/4.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/8 с, 260.0 мм экв.

Количество лепестков диафрагмы влияет на рисунок в зоне нерезкости. Малое их число (6–7) даёт в размытом фоне блики в виде многоугольников. Продвинутые объективы оснащены скруглёнными лепестками диафрагмы. Как правило, лепестков в современной оптике более 9.

За счёт этого даже на прикрытых значениях диафрагмы получаются ровные кружки на фоне. Впрочем, «гайки» как вариант «неправильного» размытия фона тоже имеют своих поклонников. Тут всё субъективно. На фото выше — телеобъектив Nikon AF-P NIKKOR 70–300mm f/4.5–5.

6E ED VR с девятилепестковой скруглённой диафрагмой: на закрытой до f/8 диафрагме блики в боке остаются круглыми.

Тот же сюжет, снятый на объектив с 7-лепестковой нескруглённой диафрагмой: в размытом фоне вместо кружков появились блики-семигранники.

NIKON D850 / 70-210 mm f/4-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/13 с, 210.0 мм экв.

Как обозначается диафрагма на фотоаппарате

Диафрагму принято обозначать буквой F (или f). Число после буквы F(f) и будет значением диафрагмы. Например, F3,5 (f/3,5) — открытая диафрагма (большое отверстие в объективе), а F16 (f/16) — закрытая. При обозначении диафрагмы работает обратная пропорция, потому что в действительности значение диафрагмы — это дробь, просто первая её часть отбрасывается.

Об этом важно помнить, чтобы не повторить классическую ошибку фотографа-новичка, когда, желая максимально открыть диафрагму, он выставляет самое большое из доступных значений. При этом, естественно, не открывает диафрагму, а, наоборот, закрывает её до упора. Помните, чем меньше цифра после буквы F(f) — тем сильнее открыта диафрагма.

Дисплей фотокамеры Nikon D5600. Здесь крупно выведены основные параметры экспозиции. Сейчас установлена диафрагма f/3,5.

Установлена диафрагма f/11. На любительских зеркалках Nikon при закрытии диафрагмы мы наблюдаем визуализацию с закрывающимися лепестками. Это помогает не запутаться в настройках.

Значение диафрагмы всегда указывается на дисплее фотоаппарата и в его видоискателе, независимо от того, в каком режиме идёт съёмка. Если вы пользуетесь автоматическим режимом, понаблюдайте, как автоматика меняет диафрагму в зависимости от условий съёмки — это полезная практика!

Режимы, в которых можно вручную настраивать значение диафрагмы

В автоматическом режиме диафрагмой управляет автоматика фотоаппарата. Но вполне возможно взять этот параметр под свой контроль. Так, перейдя в режим приоритета диафрагмы (А), вы сможете её регулировать.

В этом режиме автоматика будет подбирать значение выдержки и ISO (если включена функция Авто-ISO) под выбранную вами диафрагму, чтобы получить достаточно яркий снимок.

Поэтому следите и за выдержкой: если вы закрыли диафрагму, а выдержка стала слишком длинной, велик риск получить смазанный кадр.

Диск выбора режимов съёмки на беззеркальной камере Nikon Z 50

В ручном режиме М мы самостоятельно управляем всеми съёмочными параметрами. Хоть это и самый сложный режим съёмки, многие фотографы выбирают его как раз потому, что всё контролируют они сами, а не автоматика. В режиме М снимаются сюжеты, где важно чётко настроить все параметры экспозиции: и выдержку, и диафрагму, и ISO.

К таким видам относятся студийная съёмка со вспышками, пейзажная, архитектурная и интерьерная съёмка, предметная фотография. При динамичных съёмках с естественным светом лучше всё-таки использовать режим А. Вообще же, когда речь идёт о съёмке быстрого движения, прежде всего контролировать нужно не диафрагму, а выдержку.

В таком случае лучше перейти в режим S (приоритет выдержки) и выбрать то её значение, при котором движение в ваших сюжетах передаётся чётко.

NIKON D850 / 70.0-200.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 31, F5.6, 1/200 с, 165.0 мм экв.

Как диафрагма влияет на изображение

  • Яркость в ручном режиме съёмки. Очевидно, что сквозь широкое отверстие через объектив попадёт больше света, чем сквозь маленькое. Поэтому диафрагмой можно регулировать яркость изображения. К примеру, в солнечный день может понадобиться прикрыть диафрагму, чтобы не пересветить кадр. При слабом освещении, наоборот, отверстие диафрагмы лучше открывать пошире, чтобы через объектив прошло как можно больше света и картинка получилась яркой и качественной.

Важно помнить, что диафрагма находится в балансе с выдержкой (временем съёмки). Поэтому, регулируя вручную диафрагму в режиме А, можно увидеть, как автоматика камеры подбирает подходящую выдержку. Чтобы получить яркий кадр на закрытой диафрагме, автоматика увеличит выдержку, чтобы за более продолжительное время через маленькое отверстие на матрицу попало достаточно света. И, наоборот, открывая диафрагму в режиме А, мы увидим, как автоматика начнёт укорачивать выдержку.

При слабом освещении требуется открытая диафрагма, чтобы получить качественный кадр.

NIKON D3500 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/125 с, 75.0 мм экв.

  • Глубина резкости. Всё было бы очень просто, если бы диафрагма влияла только на яркость. Но она сказывается и на Глубине Резкости Изображаемого Пространства (ГРИП). ГРИП — это то расстояние на оси между вами и бесконечностью, которое на снимке будет резким. Детали за пределами глубины резкости останутся размытыми. Чем шире открыта диафрагма, тем, при прочих равных, меньше глубина резкости. Напомним также, что глубина резкости зависит не только от значения диафрагмы, но и от дистанции съёмки (чем меньше дистанция — тем меньше ГРИП) и фокусного расстояния объектива (чем больше фокусное расстояние — тем меньше ГРИП). На нашем сайте уже есть подробная статьяХЖефкпуе=Э_идфтлЭЪ, посвященная глубине резкости.

Открытая диафрагма — малая глубина резкости, размытый фон.

NIKON Z 7 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 110, F2, 1/160 с, 50.0 мм экв.

С помощью малой глубины резкости мы можем выделить в кадре главный объект — тогда нужна открытая диафрагма. Но иногда хочется сделать резким всё на фото; в таком случае диафрагму стоит закрыть. И тут начинаются сложности: закрытая диафрагма может привести к тому, что выдержка станет слишком длинной для съёмки, фотографии окажутся смазанными. Критическим значением является приблизительно 1/60 с — на выдержках длиннее очень велик риск получить «шевеленку».

Выхода два. Можно повышать светочувствительность. Чем выше ISO, тем короче выдержка, но при этом больше цифрового шума. А можно поступить как настоящий профессионал и использовать штатив, снимая на низких ISO без цифрового шума. Установив аппарат на надёжную опору, мы сделаем доступными даже выдержки в несколько десятков секунд — на фото всё останется резким, ведь камера не будет дрожать в руках. Этот вариант подходит для съёмки неподвижных объектов.

И передний, и задний план попали в резкость. Чтобы добиться такой большой ГРИП, пришлось закрыть диафрагму до f/16. Обратите внимание также и на выдержку: 1/2с. Чтобы снимать на такой длинной выдержке, необходимо поставить камеру на штатив. Потребовалась же она для того, чтобы снимать на закрытой диафрагме при минимальном ISO для получения качественного снимка без цифрового шума.

NIKON D850 / 18-35 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 1/2 с, 35.0 мм экв.

Cветосила

Диафрагму можно открыть до определённого значения. У различных моделей объективов оно разное. У некоторых она открывается до f/3,5 у каких-то — до f/2,8, а бывают и такие, у которых можно открыть её до f/1,4. Значение максимально открытой диафрагмы фотографы и называют светосилой.

Светосила всегда пишется в названии объектива. Если перед нами устройство с зумом, у него может быть переменная светосила. К примеру, на минимальном зуме максимально открытая диафрагма может быть f/3,5, а на максимальном — уже f/5,6. Это тоже отражается в названии объектива.

Чем шире на объективе открывается диафрагма, тем больше он пропускает через себя света. Кстати, не путайте светосилу и светочувствительность (ISO) — это разные параметры!

Недавно выпущенный объектив NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct имеет светосилу f/0,95! Это самый светосильный объектив среди всех современных объективов компании. Конечно, такая высокая светосила означает, что и само устройство будет крупного размера.

Объектив с высокой светосилой способен снимать при слабом освещении, при этом не потребуется сильно повышать ISO.

Так, если объективу со светосилой f/5,6 для съёмки при комнатном освещении и выдержке в 1/60 с будет необходимо ISO 6400, то объектив f/1,4 справится с этой задачей на ISO 400.

Между этими значениями ISO колоссальная разница в количестве цифрового шума! Снимки на ISO 400 будут значительно качественнее. Не зря фотографы любят светосильную оптику и уверены, что светосилы много не бывает.

Но не забывайте, что чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости. Поэтому со светосильным объективом придётся научиться работать, потребуется освоить максимально точную фокусировку. Если же у вас только появилась фотокамера, не спешите сразу переходить на светосильную оптику, поснимайте сначала китовым объективом.

У них, как правило, невысокая светосила (обычно f/3,5–f/5,6), а значит, фотографу придётся снимать при сравнительно узкой диафрагме. При этом ошибки фокусировки будут нивелироваться достаточно большой глубиной резкости.

Так что низкая светосила китовой оптики — своеобразное подспорье для новичка, с такими объективами не обязательно фокусироваться идеально.

Кадр сделан китовым объективом Nikon AF-P DX 18-55mm f/3.5-5.6G VR NIKKOR

NIKON D3500 / 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 3 с, 27.0 мм экв.

Диафрагма и резкость объектива

Давайте разберёмся, как диафрагма влияет на детализацию изображения. Абсолютно любой объектив, в особенности светосильный, на открытой диафрагме даёт качество картинки чуть слабее, чем на значениях в районе f/5,6–f/11. Это связано с конструктивными особенностями оптики и законами физики.

Однако в случае современной оптики падение резкости на открытой диафрагме может быть практически незаметно, как это происходит с объективами Nikkor Z. Все они имеют отличную резкость на открытой диафрагме, но на прикрытых значениях, если присмотреться, всё же резче. А вот старые и недорогие объективы в подобных ситуациях могут давать откровенно нерезкое, «мыльное» изображение.

Правильнее всего такой объектив сменить на что-то более совершенное, но если нет такой возможности, попробуйте просто закрыть диафрагму на несколько ступеней.

NIKON D7500 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 3 с, 127.0 мм экв.

Скажем, если у вашего объектива светосила f/2,8, прикройте его до f/5,6. На закрытой диафрагме детализация любого объектива возрастает. А заодно уходят и такие искажения, как хроматические аберрации — цветные контуры вокруг контрастных объектов. Всё вышесказанное подтверждает тест любого объектива в нашем журнале.

Фрагмент кадра, сделанного на объектив со светосилой f/1,8 при максимально открытой диафрагме: «мягкая» картинка. Такая мягкость хороша для портретной съёмки, но в общем случае это технический недостаток.

NIKON D7500 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/8 с, 127.0 мм экв.

Фрагмент кадра, сделанного на объектив со светосилой f/1,8 на диафрагме, закрытой до f/2,8: хорошая резкость.

NIKON D7500 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/3 с, 127.0 мм экв.

Фрагмент кадра, сделанного на объектив со светосилой f/1,8 на диафрагме, закрытой до f/5,6: отличная резкость

NIKON D7500 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 127.0 мм экв.

Бюджетный зум-объектив со светосилой f/5,6 на открытой диафрагме: «мягкая» картинка.

Источник: https://Prophotos.ru/lessons/21571-o-diafragme-dostupnym-yazykom-dlya-nachinayuschih

Диафрагма, выдержка, ISO простым языком

Если вам надоел скучный авторежим своего фотоаппарата и захотелось больше творчества, то настало самое время познакомиться с азами экспозиции. В этой статье мы расскажем простым языком, что такое экспозиция и три её кита: диафрагма, выдержка, ISO (чувствительность).

Каждый опытный фотограф знает, что нужно уметь правильно настраивать параметры экспозиции. А что это такое? Экспозиция — это параметр, показывающий количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата в момент съемки. Когда экспозиция выстроена правильно, то её значение равно нулю. Если света недостаточно, то она уходит в минус. А когда пересвет кадра, то в плюс. На зеркальных фотоаппаратах она изображается в виде горизонтальной шкалы, в центре которой ноль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать ip адрес принтера

Чтобы достигать оптимального уровня экспозиции, в фотоаппарате есть три параметра, которыми можно управлять. Речь идет о диафрагме, выдержке и ИСО чувствительности. Значение ИСО управляет чисто светом, а вот диафрагма и выдержка ещё и влияют на художественный вид фотографии. Поговорим об этих значениях подробнее.

Диафрагма — первый среди равных

Первый и самый популярный параметр, которым любят управлять фотографы — это диафрагма или апертура. Первое слово латинское, а второе английское. В русском же варианте они переводятся как перегородка или отверстие. Собственно диафрагма — это и есть отверстие в объективе, которое открывается и закрывается, влияя тем самым на количество попадаемого света на матрицу. Но самое интересное, на что влияет диафрагма — это всеми любимое размытие заднего фона, так называемое боке.

Пример фото на открытой диафрагме

Диафрагма обозначается буквой «F» и имеет значения от единицы и выше. Чем цифра меньше, тем больше раскрыта диафрагма. На открытой диафрагме и достигается максимальное размытие фона. Если же вы хотите получить максимально резкий кадр, то тогда диафрагму нужно закрывать.

Выдержка — повелитель времени

Следующий важный элемент  экспозиции – выдержка. Это отрезок времени, в течении которого будет открыт затвор при нажатии на кнопку спуска. Если диафрагма ограничивает свет сужением площади, через которую он может пройти, то выдержка ограничивает его по времени. Казалось бы всё просто, настраиваем выдержку и диафрагму для попадания нужного количества света и всё.

Но, при одном и том же количестве света и разных пропорциях диафрагмы и выдержки, результат на фото будет разным. Выдержка, так же как и диафрагма, влияет на изображение в кадре. Она обладает эффектом «заморозки».

При короткой выдержке струя воды будет застывшей и вы сможете разглядеть каждую каплю, а при длинной струя будет гладко смазана и больше похожа на туман, чем на воду.

Водопад на длинной выдержке

Выдержка измеряется в секундах. Она обозначается так: 1 — это секунда, 2 — это две секунды, 1/125 — это одна сто двадцать пятая секунды и т. д. Чем значение меньше, тем короче выдержка.

Чувствительность ISO — меньше, значит лучше

Последний параметр- это ISO. Он никак не влияет на художественную составляющую кадра, он только влияет на его качество. Чем он ниже — тем лучше. Значение ИСО отображает чувствительность матрицы камеры. Чем больше мы увеличиваем матричную чувствительность, тем больше в кадре будет появляться шумов.

Чувствительность так и обозначается, как ISO. Минимальное значение, как правило равно 100. Максимальное на всех фотоаппаратах разное.

Ниже приведена наглядная таблица, показывающая какой параметр на что влияет.

Подведем итог: как работать с диафрагмой и выдержкой

В зависимости от задачи фотографа, он может выбрать приоритетным параметром диафрагму или выдержку. Никогда в приоритете не бывает ISO, так как его используют как вынужденную меру, когда невозможно добиться необходимого количества света при помощи двух первых параметров. Это не значит, что ИСО всегда должно быть минимальным, просто не нужно этим злоупотреблять.

Что такое приоритет диафрагмы или выдержки? Это когда вы задаёте один параметр, а второй уже подстраиваете под него.

  • Приоритет диафрагмы — устанавливается, если вам необходимо добиться размытия фона, либо резкости кадра.
  • Приоритет выдержки — устанавливается, если нужно заморозить кадр, либо придать ему динамики.

В любом зеркальном и беззеркальном фотоаппарате есть два таких полуавтоматических режима. Приоритетный параметр вы устанавливаете сами, а всё остальное за вас подстраивает фотоаппарат. Именно с них и рекомендуется начинать своё знакомство с экспозицией.

Таблица соотношения iso диафрагмы и выдержки

Таблица значений выдержки и диафрагмы при разных погодных условиях

Не нужно воспринимать эту таблицу, как эталон, она служит лишь для понимания принципов взаимосвязи этих параметров. Поменьше зацикливайтесь на всяких таблицах, а больше практикуйтесь, экспериментируйте и получайте удовольствия от любимого занятия.

Источник: https://technodroid.ru/diafragma-vyderzhka-iso

Диафрагма объектива: 6 шагов к пониманию

Приветствую Вас читатели блога!

В этой статье хочу рассказать о таком важном устройстве как диафрагма объектива.

От правильного использования диафрагмы  — напрямую зависит качество вашего творчества. На практике не достаточно только знаний об использовании  этого устройства. Необходимо также понимать взаимосвязи между такими важными элементами как выдержка и чувствительностью ISO.

Что такое значение диафрагмы?

Величина относительного отверстия  называется апертура или значение диафрагмы. Обозначается латинской буквой f и пишется как f/х, где  х это числовое значение открытия отверстия.

Стандартные значения как правило находятся в диапазоне от f/1.4 доf/32. Но числовое значение может выходить за эти пределы, и зависят от объектива и его технических возможностей.

Вот например числовой ряд для диафрагмы у объектива с постоянным фокусным расстоянием: Canon Lens EF 50 mm 1:1.8

f / 1,8, 2,0, 2,2, 2,5, 2,8, 3,2, 3,5, 4,0, 4,5, 5,0, 5,6, 6,3, 7,1, 8,0, 9,0, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 22.

Значение диафрагмы имеет одну интересную особенность — это обратная зависимость цифр и величины открытия отверстия. Данная особенность значений, очень часто приводит в недоумение новичков, делающих первые шаги в фотографии.

Чем меньше число f, тем больше открыта диафрагма и соответственно наоборот.

Как узнать максимальное значение диафрагмы у объектива?

У объективов с переменным фокусным расстоянием, максимальное значение открытого состояния, как правило меняется на разных пределах.

Возникает вопрос: как узнать эти значения?

На самом деле это очень просто. Производители указывают на объективах её число в открытом положении.

Рассмотрим маркировку на примере телеобъектива: Tamron 18-200 mm F/3/5-6.3

где: F/3/5-6.3 — это значение пределов диафрагмы. Это означает, что в широкоугольном режиме, то есть  18 mm максимальное значение F/3.5, а в теле режиме 200 mm уже F/6.3.

А вот у выше упомянутого Canon Lens EF 50 mm 1:1.8, значение будет постоянным F/1.8.

У объективов с переменным фокусным расстоянием, также может быть значение диафрагмы постоянным, на всех расстояниях. Но за такие возможности, вам придётся выложить не малые денежки.

Влияние диафрагмы на экспозицию

Теперь давайте рассмотрим как диафрагма влияет на экспозицию.  Для получения качественного изображения, матрица должна получить необходимое количество света. Как мы выяснили выше, количество света зависит от величины условного отверстия диафрагмы.

Следовательно, чем больше мы открываем диафрагму, тем больше света проходит и снимок получится светлее. Соответственно при закрытии, света будет проходить меньше и снимок будет темнее. В современных объективах как правило один шаг диафрагмы соответствует 1.3 шага экспозиции.

Фотографии сделаны в ручном режиме с постоянной выдержкой 1/50 с.

Будьте внимательны, чтобы  на снимке не было «пересвета» или как говорят — не был  «переэкспонирован». «Пересвеченный» снимок теряет детали, которые за частую восстановить при обработке невозможно.

Влияние диафрагмы на глубину резкости

Здесь всё просто: чем больше открыта диафрагма (наименьшее числовое значение f), тем меньше глубина резкости и наоборот, чем больше закрыта (максимальное числовое значение f) тем больше глубина. Фотографии сделаны в режиме приоритета диафрагмы.

Советы по настройке значений диафрагмы

Здесь приведены общие рекомендации по настройке диафрагмы.

И так, как выбрать подходящее значение диафрагмы для съемки. Для начала нужно определиться с объектом съемки и и какого результата вы хотите добиться.

Если вы снимаете портрет, или деталь какого то предмета, то вам необходимо максимально открыть диафрагму. И работать в пределах f/¼ — f/5.6, это позволит красиво размыть задний фон и получить так называемый эффект Боке.

Значение f/5.6 — f/6.3 подойдут для съёмки модели в полный рост. Для того чтобы сфотографировать группу людей можно поставить f/8.0. На улице, когда необходимо добиться большей глубины резкости можно использовать значение  f/8.0 — f/16. В яркую солнечную погоду, диафрагму может понадобиться закрыть свыше f/16. Но будьте аккуратны, это может привести к снижению резкости.

Заключение

Приведённые рекомендации всего лишь советы в каких приделах нужно искать желаемый результат.

Практикуйте больше, пробуйте разные режимы. Только вы сами сможете найти нужные значения в каждом конкретном случае, исходя из ваших условий и техники.

На этом пока всё. Надеюсь эта статья принесёт вам пользу. А от себя желаю творческих успехов!

C уважением Автор блога vzest.ru Владимир Захаров!

Источник: https://vzest.ru/vse-o-fotografii/osnovy-fotografii/diafragma-obektiva-6-shagov-k-ponimaniyu.html

что такое диафрагма

Диафрагма — устройство в объективе, которое дозирует количество света. Для большего понимания пример из жизни. Когда люди смотрят на солнце — они щурятся, то есть уменьшают щель, через которую проходит свет. Если бы люди не щурились, солнце бы сожгло своим сильным светом сетчатку глаза. Ну а ночью, нужно наоборот, открывать глаза по шире, чтобы захватить побольше света. Большие глаза имеют те животные, которым нужно хорошо видеть ночью.

Так выглядит диафрагма в середине объектива

Часто диафрагму называют еще светосилой или апертурой. На самом деле диафрагма отвечает только за геометрическую светосилу.

А за общую светосилу объектива отвечает не только диафрагма, но и процент отражения и пропускания света, падения диафрагменного числа при фокусировке, процент поглощения света фильтром. Согласитесь, светосила объектива с одной и той же диафрагмой будет разной при разных светофильтрах.

Апертура (лат. apertura — отверстие). Апертурой называют от того, что апертурный угол напрямую зависит от ступени закрытия диафрагмы.

Какая она, диафрагма?

Обычно, под диафрагмой понимают изменяющееся круглое отверстие в объективе. Отверстие открывается и закрывается с помощью лепестков. Лепестки в таком случае называют лепестками диафрагмы. От количества и округленности лепестков диафрагмы зависит то, на сколько будет само отверстие круглым. Чем скругление отверстия диафрагмы сильней — тем лучше. Профессионалы часто диафрагму называют просто «дыркой», так как это действительного, своего рода дырка.

Выделение с помощью большой диафрагмы и малой ГРИП нужного элемента на фото

На что влияет диафрагма:

  1. На количество света, который может пропустить объектив за какое-то время.
  2. На управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП)
  3. На яркость и цветовую насыщенность изображения
  4. На качество изображения, в особенности на его резкость

Влияние на ГРИП

Как оказалось, диафрагма влияет не только на количество света, но и на глубину резкости. Чем больше значение диафрагмы — тем меньшая глубина резкости. Чем меньше значение диафрагмы — тем больше глубина резкости. Это один из основных приемов в фотографии для управления точкой внимания на фото.

Очень важно иметь возможность управления ГРИП для портретов, где нужно акцентировать внимание именно на человеке. Макро фотографы прекрасно знают что такое ГРИП, им приходиться снимать на очень сильно закрытых диафрагмах чтобы увеличить глубину резкости.

Вообще, там где пишут про ГРИП, пишут и про размытый фон.

Влияние диафрагмы на ГРИП

Предварительный просмотр глубины резкости

Обычно, современные камеры имеют возможность наводиться на резкость при полностью открытой диафрагме. Когда делается снимок, автоматика камеры закрывает диафрагму до установленного значения.

Чтобы посмотреть как будет выглядеть изображения при закрытой диафрагме, иногда можно воспользоваться репетиром диафрагмы. Это позволяет без снимка посмотреть в видоискатель (оптический или электронный) как будет выглядить картинка, когда камера закроет диафрагму.

На камерах Nikon у которых имеется Live View, функция Live View автоматом закрывает диафрагму до указанного значения перед включением этого самого Live View.

Очень маленькая глубина резкости на открытой (большой) диафрагме. Резкие только некоторые листики.

Диафрагмирование для улучшения картинки

Под диафрагмированием понимают просто изменения значения диафрагмы. С помощью управления диафрагмой можно добиться от объектива более резкого изображения. В основном, самое резкое изображение достигается где-то на средних значениях диафрагмы того или иного объектива. На самом большом значении диафрагмы объективы страдают хроматическими аберрациями и виньетированием. На очень маленьких диафрагмах объективы страдают потерей резкости от дифракции.

Также, при закрытии (уменьшении диафрагмы) повышается не только резкость, но и контраст снимка. Большая диафрагма позволяет проводить визирование через оптический видоискатель без особых проблем, так как объектив дает много света и через глазок хорошо видно весь кадр. Визировать с диафрагмой ниже 5.6 через оптический видоискатель можно только при хорошом освещении.

Также, снимки с бОльшей диафрагмой могут казаться более яркими и насыщенными — такой эффект связан с более плавными переходами на снимках темных областей в светлые.

Пример фото на светосильный объектив с большой диафрагмой F1.8

Боке и диафрагма связаны навек

Диафрагма очень сильно влияет на рисунок боке. Наилучшее боке для объектива достигается на максимально открытой диафрагме. При этом само физическое отверстие максимально круглое. При закрытии диафрагмы лепестки диафрагмы вместо круга образуют разные многогранники. Эти многогранники отчетливо видно в зоне нерезкости. Очень часто такие многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами.

Хорошое ровное боке. Снято на Nikon 50mm F1.8D.

Так как в дешевых объективах присутствует малое количество лепестков диафрагмы, обычно не больше 5-6, то в зоне нерезкости появляются фигуры точь-в-точь напоминающие «гайки».

Ценятся те объективы, которые на закрытых диафрагмах дают правильные круглые светящиеся пятна в зоне нерезкости, например, к ним можно отнести старые советские Таир-11А или Юпитер-37А.

В новых объективах очень редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас делают более скругленные лепестки, которые даже при малом их количестве, дают красивый рисунок.

Классические 6-угольные шайбы. Снято на Nikon 50mm F1.8D.

Диафрагма в камерах телефонов и других маленьких устройствах

Диафрагма, это механическая часть объектива, ее нельзя сделать программно. Почти во всех телефонах нет диафрагмы. Во многих мыльницах тоже нет диафрагмы. Как же быть? Обычно камера в таких устройствах дозирует количество света только выдержкой и вариацией значения ISO, а само значение диафрагмы постоянно зафиксировано на максимальном значении. Для примера, на моей Nokia 7610 указано, что F2.8, потому камера всегда снимает на F2.8.

Как настроить диафрагму в фотоаппарате?

В камерах за диафрагму отвечает число F. Оно показывает в сколько раз диаметр относительного отверстия меньше фокусного расстояния объектива, записывается это как F1/1,4 или F1/5,6.

Часто, на объективах или камерах указывается только одно диафрагменного число, например 1,4 или 16,0, часто буковку F опускают. Проще всего настроить диафрагму в режиме приоритета диафрагмы. Обозначается такой режим обычно как А или AV.

Чтобы легко запомнить, можно просто произнести: диАфрагмА — значит нужно включать режим А. Почему А — от слова апертура, что есть синоним слова диафрагма.

Светлые и темные — быстрые и медленные объективы

От максимального значения диафрагмы зависит то, на сколько объектив можно будет использовать в плохих условиях освещенности. Светлыми называют объективы с большой диафрагмой, обычно, значение F должно быть ниже 2.8. То есть объективы с максимальными диафрагмами F1.4, F1.8, F2.0, F2.2, F2.5, F2.8 называют светосильными или просто светлыми. Все что ниже F1.4 называют супер светосильными. К супер светосильным объективам можно отнести Nikon 50mm F1.2.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Не работает один наушник как починить

Разные отверстия при разных значениях числа F

Так как диафрагма влияет на скорость выдержки, то объективы точно так делят на быстрые и медленные. Под быстрым объективом понимают то, что с его помощью можно снять изображение с короткой выдержкой. А под медленным, то, что с его помощью можно снять фото с длинной (медленной выдержкой). Если зафиксировать значение ИСО, то именно от диафрагмы зависит выдержка, и чем светлее объектив, тем он быстрее. И чем темнее объектив, тем он медленней.

Большая диафрагма дает возможность снимать в очень плохих условиях освещенности

Разница в светосиле

Обычно, разницу в значениях диафрагмы и других фотографических переменных меряют в стопах. При изменении диафрагмы на один стоп выдержка изменится в два раза. Также, при изменении диафрагмы на один стоп можно вместо выдержки изменить ISO в два раза. Очень важное замечание, что разница в значениях диафрагмы не линейная, а квадратичная.

Возьмем две диафрагмы F5,6 и F2,8, казалось бы, разница именно светосилы составляет 5,6/2,8=2 раза, но это не верно. На светосилу влияет площадь окружности диафрагмы, а не диаметр. Число F связано только с диаметром. Для подсчета разницы в площадях нужно брать квадраты диаметров. Потому получается, что разница в светосиле при диафрагмах F5.6 и F2.

8 составляет (5,6*5,6)/(2,8*2,8)=4 раза. Вот такая вот хитрость.

Как это запомнить? Есть два выхода, либо делить квадраты чисел F, либо сначала делить, а потом возводить в квадрат. Зачем я утомляю Вас расчетами — а потому, что часто фотолюбители не имеют представления про то, во сколько раз объектив «светлее» или «темнее» другого объектива.

Достижения приемлемого качества резкости на слегка прикрытой диафрагме

Золотое правило:

Диафрагма и выдержка связаны золотым правилом. Чтобы сохранить правильную экспозицию при одинаковых ИСО нужно либо закрыть диафрагму и увеличить выдержку. Либо, наоборот, открыть диафрагму и уменьшить выдержку.

Закрыть, открыть, увеличить уменьшить — не нужно путаться

Все очень просто. Закрыть или уменьшить диафрагму — означает повысить число F. Была диафрагма F2.8, когда ее закрыли, она стала F5.6, закрыли еще сильней, она стала F16.0 и т.д.

Например, встречается фраза «прикрыл дырку на два стопа», расшифровывается как сделал число F большим и уменьшил площадь отверстия в 4 раза. Главное не запутаться, когда диафрагма открывается, число F уменьшается. А когда диафрагма закрывается — число F увеличивается.

Например, была диафрагма F32.0, когда ее открыли, она стала F8.0, когда открыли еще сильней, она стала F5.6.

Расфокусировка. Боке в виде гаек. Снято на Nikon 50mm F1.8D

Что делать — ничего не понятно

Если у Вас зеркалка, переверните камеру задом наперед, чтобы вы смотрели в объектив, нажмите кнопку спуска (сделайте снимок) и Вы увидите как дырочка в объективе закроется и откроется — вот так и работает диафрагма.

Выводы

Диафрагма — это дозатор светового потока, который влияет на экспозицию, ГРИП, яркость и качество изображения. Вообще, если не поснимаете с разными диафрагмами, не узнаете толком что это такое.

Материал любезно предоставлен коллегами сайта «Радожива» Спасибо им за это.

Источник: http://www.umediagroup.ru/iris

Диафрагма в камере смартфона: зачем она нужна?

Ещё со времён первого фотоаппарата — камеры-обскура, диафрагма влияла на то, каким получится снимок. Раньше приходилось вручную настраивать диафрагму для получения качественного снимка. После того как появились зеркальные камеры, необходимость в настройках отпала. Камеры стали в автоматическом режиме подбирать настройки уровней экспозиции и яркости.

Какую функцию выполняет диафрагма в камере

Диафрагма является одним из трёх ключевых частей камеры. Основная её функция заключается в контроле количества освещения, которое попадает на основной датчик фотокамеры. Также с помощью неё определяется какие объекты в кадре будут в фокусе, а какие нет.

От диафрагмы зависит насколько ярким или тёмным получится изображение.

Технически, диафрагма открывает объектив камеры. Чем шире это отверстие, тем больше света попадает на датчик и тем ярче становится фотография. Соответственно узкое отверстие делает более тёмные снимки.

Измерение диафрагмы

Диафрагму измеряют специальным числом, которое имеет собственную спецификацию, например, f/2.0. Чем ниже число диафрагмы, тем шире раскрывается отверстие. Данная величина является относительной и не привязана к устройству. Вычисляется она отношением фокусного расстояния к диаметру отверстия входного зрачка камеры. Для камер смартфонов обычно используются диафрагмы в диапазоне от f / 1.7 до f / 2.4.

Диафрагма в камере смартфона

В отличие от фотоаппаратов, в которых предусмотрено изменение величины диафрагмы с помощью замены апертуры, в камере смартфона она статична. Технически она представляет собой пластину с отверстием, расположенную перед объективом камеры.

Так как смартфоны обладают небольшим объемом пространства, где можно разместить камеру, то создаются небольшие зрачки камеры и соответственно они расположены близко к объективу. Благодаря короткому фокусному расстоянию увеличивается ширина угла обзора камеры.

От размера диафрагмы меняется величина светосилы.

Чем больше света попадет на сенсор камеры смартфона, тем меньше устройство затрачивает сил на обработку сигнала и улучшение качества картинки.

Это также влияет на количество так называемого «шума» на изображениях. Однако в этом случае важны условия освещения. При ярком освещении через широкую диафрагму проходит большое количество света, что приводит к «засветке». И наоборот при плохом освещении, особенно если съемка ведётся в ночное время суток, камеры, у которых слабая светосила снимают только однотонную черноту.

Конечно, современное программное обеспечение смартфонов позволяет сглаживать недостатки или избыток светосилы, однако всё же следует понимать основные тенденции устройства.

Соотношение диафрагмы и расширения камеры

Широкая диафрагма в камере смартфона не всегда является показателем высокого качества. Данное значение всегда следует рассматривать с показателем разрешение в пикселях. Для камер с высоким показателем разрешения не всегда требуется слишком широкое отверстие объектива, чтобы захватить необходимое количество света. Также следует понимать, что при низком количестве пикселей разрешения и небольшой диафрагме будут возникать проблемы во время съёмки с плохим освещением.

Современные решения для диафрагмы

С развитием технологий каждая компания, выпускающая смартфоны, стремится к уменьшению числа диафрагмы на камере. Если пару лет назад стандартом считались камеры с диафрагмой f/2.4, то современные гаджеты уже выпускаются с числом f/1.8-f/1.7.

Появляются смартфоны с двойной диафрагмой. На таких устройствах пользователь может сам задавать какую диафрагму использовать.

Совет! Если остальные характеристики камеры смартфонов равны, то стоит отдавать предпочтение тем, у которых показатель диафрагмы меньше.

Источник: https://mobcompany.info/interesting/diafragma-v-kamere-smartfona-zachem-ona-nuzhna.html

Что такое диафрагма, выдержка и ISO?

Если вы купили свой первый зеркальный, беззеркальный или любой другой фотоаппарат, который поддерживает так называемые ручные настройки, то, определенно, вам будет полезна наша сегодняшняя статья. Итак, сегодня поговорим о трех основных параметрах съемки – выдержке, диафрагме и ISO.

Что такое диафрагма фотоаппарата?

Фотография – это светопись. Поэтому и диафрагма, и выдержка влияют на количество света, которое попадет на матрицу после нажатия на кнопку спуска затвора.
Диафрагмой называют один из основных параметров съемки. Строго говоря, диафрагма – это параметр, относящийся не к самому фотоаппарату (тушке), а к объективу. Поэтому вернее будет спросить, что такое диафрагма объектива?

Так вот, диафрагма объектива – это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив. Грубо говоря, диафрагма – это отверстие, через которое проходит свет. Если копнуть глубже, то можно выяснить, что диафрагма объектива – это несколько лепестков, которые меняют своё положение, тем самым уменьшая или увеличивая отверстие, через которое проходит свет.

Что для начала нужно из этого вам вынести? Во-первых, чем больше отверстие, тем больше света проходит через объектив. Во-вторых, вам также нужно знать, что чем МЕНЬШЕ диафрагменное число, тем шире открыта «дырка», а значит БОЛЬШЕ диафрагма. Таким образом, на современных объективах, максимальное открытие диафрагмы достигается при значениях f/1.2 и f/1.4. Ещё большая светосила, вроде f/1.0 и f/0.

95 доступна на дорогостоящих эксклюзивных стеклах, которыми обычно не пользуются даже профессионалы.

Итак, возьмем для примера пару конкретных объективов. Скажем, Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G и Nikon 50mm f/1.4D. Их максимальная диафрагма указана в названии. Для первого объектива она составляет f/3.5 на 18mm и f/5.6 на 105mm, для второго – f/1.4.

Этот параметр также называют светосилой. При чем заметьте, указывается только максимальная светосила. Прикрыть диафрагму до значений вроде f/7.1, f/11 можно на любом объективе. Крайнее значение обычно составляет f/22 у зумов (18-105mm) и f/16 у фиксов (50mm).

Про зумы и фиксы мы говорили в отдельной статье.

Что такое выдержка в фотоаппарате?

Также как и диафрагма, выдержка влияет на количество света, которое в итоге попадает на матрицу фотоаппарата (или пленку). Если диафрагма регулирует количество света с помощью диаметра отверстия в объективе, то выдержка – это параметр самой тушки.

Выдержка – это время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата. Выдержка измеряется в долях секунды. Например, 1/60, 1/800. Выдержка может быть и больше секунды, обычно она обозначается 1’’ (1 секунда), 10’’ (10 секунд) и т.д. В выдержках меньше секунды для удобства может быть опущена единица, и таким образом выдержка может обозначаться как 60, 800 и т.д.

Что такое ISO в фотоаппарате?

В настоящее время ISO – это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Это третий параметр, способный влиять на экспозицию снимка. Базовое ISO на современных камерах – 100-200 единиц. Максимальным может быть ISO 6400, 12800 и больше. Чем физически больше и качественнее матрица фотоаппарата, тем больше возможности ISO.

Вообще, грубо говоря, ИСО – это тот параметр, который влияет на шум снимка. Чем выше ISO, тем больше на фотографии так называемых шумов. Соответственно, малошумные матрицы очень ценятся сегодня, ведь они позволяют снимать при плохих условиях освещенности с рук и получать хорошие снимки.

Вот фотоаппараты, которые на сегодня лидируют по показателям ISO: Sony A7s, Nikon D800e, Nikon D800, Nikon Df, Nikon D4s, Nikon D4, Nikon D600, Nikon D610. Как вы видите, лучше всего пока что справляются с шумом камеры компании Nikon, в которых в основном стоят матрицы компании Sony. Вот такой вот парадокс.

Однако всё-таки лидером является Sony A7s, которая на момент написания данной статьи только-только появилась.

Этот снимок сделан на ISO 900. Ниже приведены увеличенные фрагменты (кропы) данного кадра на разных ISO. Увеличен правая верхняя часть подсвечника

Как работать с выдержкой, диафрагмой и ISO

Мы рассмотрели три параметра, влияющих на экспозицию снимка. Теперь давайте разберемся, как же эти параметры взаимодействуют между собой и на что каждый из них влияет.

Итак, предположим, что мы находимся в условиях, когда ISO 400, диафрагма f/4 и выдержка 1/400 дают нам идеальную экспозицию, которую обозначим за 0. Но тут появился источник дополнительного света (вышло солнце, поставили дополнительный осветитель и т.п.).

Экспозиция из 0 смещается в сторону +, предположим, на 1 стоп (кадр становится светлее, появляются «пересветы»). Что такое один стоп и как мы можем сделать кадр немного темнее, чтобы не было пересвета? Грубо говоря, для ISO и выдержки 1 стоп – это увеличение или уменьшение значения в 2 раза.

Для диафрагмы в 1,4 раза. Таким образом, чтобы затемнить кадр у нас есть следующие варианты:

  1. Уменьшить ISO с 400 до 200 единиц.
  2. Уменьшить выдержку с 1/400 до 1/800.
  3. Закрыть диафрагму с f/4 до f/5.6

А теперь давайте посмотрим, на что это повлияет в конечном итоге:

  1. Количество шума на кадре уменьшится.
  2. Изменений практически не будет.
  3. Увеличится зона резкости, уменьшится размытие (боке).

Таким образом, если мы снимаем портрет, то нам лучше всего подойдет первый вариант, потому что шума станет меньше. Если снимаем пейзаж, то опять же, хорошим решением будет выбрать первый вариант, но и третий вариант при определенных условиях может улучшить картинку (она станет резче). Если мы снимаем спорт, то второй вариант будет предпочтительнее, так как чем короче выдержка, тем проще поймать движение.

Как стоит работать с основными параметрами съемки в реальной жизни

То, что мы описывали выше, можно использовать при фотосъемке, работая со всеми параметрами в ручную. То есть, выставляете на камере мануальный режим (M) и следите за каждым параметром. А теперь раскрою вам секрет. Большая часть даже профессиональных фотографов не снимает в мануальном режиме.

В каждом фотоаппарате, поддерживающем ручные настройки, есть режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Об этом мы говорили в статье «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом».

Режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать только диафрагму, а выдержку оставить на откуп автоматике камеры. Режим приоритета выдержки работает аналогичным образом, только в нём вы отвечаете за выдержку.

Добавьте к этому отлично работающую систему Auto ISO в современных камерах, которая подбирает светочуствительность исходя из конкретной ситуации, и получится, что вы осуществляете контроль только 1 выбранного параметра.

Колесо выбора режимов Nikon: M — ручной, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки

Например, вы выбираете приоритет диафрагмы для съемки портрета в солнечный день. Выставляете диафрагму на 2.8. Автоматика подбирает необходимую выдержку, а ISO в таких условиях выставляется на 100 единиц (то есть, на минимальное значение). Вообще, камера старается всегда выставить минимально возможное значение светочувствительности. Таким образом, вы получаете, например, диафрагму f/2.

8 (которую задали вы), выдержку 1/1600 и ISO 100 (эти два значения подобрала автоматика). В случае, если получившийся кадр оказался слишком светлым или наоборот, слишком темным, вы можете влиять на экспозицию напрямую, увеличив или уменьшив её значение. Как влияет одна ступень экспозиции на изменение параметров написано выше.

В случае, если выбран режим приоритета диафрагмы, изменение экспозиции на 1 ступень в плюс, заставит автоматику уменьшить выдержку до 1/800, чтобы сделать кадр светлее. В данном случае значение диафрагмы у нас является константой, а изменение экспозиции происходит только за счет двух параметров, ISO и выдержки.

Кстати, обратите внимание на то, что шаг экспозиции в современных фотоаппаратах обычно установлен на 1/3 ступени. То есть, обычно это выглядит так: 0, +1/3, +2/3, +1 и т.д. Изменение на 1/3 уменьшит выдержку не до 1/800, а до 1/1250.

Таким образом, режим приоритета диафрагмы позволяет сконцентрироваться только на одном параметре и не отвлекаться на другие. При этом фотограф контролирует именно тот параметр, который ему интересен. С режимом приоритета выдержки всё примерно также, правда, исходя из личного опыта, могу сказать, что он обычно менее востребован.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ЛидерТех
Что можно делать гравером

Закрыть