Как прозвонить статор болгарки
Якорь болгарки больше всех узлов подвергается температурным, механическим и электромагнитным нагрузкам. Поэтому он является частой причиной отказа работы инструмента, и как следствие, часто нуждается в ремонте. Как проверить якорь на работоспособность и починить элемент своими руками — в нашей статье.
Устройство якоря болгарки
Якорь двигателя болгарки представляет собой токопроводящую обмотку и магнитопровод, в который запрессован вал вращения. Он имеет на одном конце ведущую шестерню, на другом коллектор с ламелями. Магнитопровод состоит из пазов и мягких пластин, покрытых лаком для изоляции друг от друга.
В пазы по специальной схеме уложены по два проводника якорной обмотки. Каждый проводник составляет половинку витка, концы которого попарно соединяются на ламелях. Начало первого витка и конец последнего находятся в одном пазу, поэтому они замкнуты на одну ламель.
Как проверить якорь болгарки на исправность
Виды неисправностей якоря:
- Обрыв токопроводников.
-
Межвитковое замыкание.
- Пробой изоляции на массу — это замыкание обмотки на металлический корпус ротора. Происходит из-за разрушения изоляции.
- Распайка коллекторных выводов.
- Неравномерный износ коллектора.
Если якорь неисправен, происходит перегрев двигателя, оплавляется изоляция обмотки, витки коротко замыкаются. Отпаиваются контакты, соединяющие обмотку якоря с пластинами коллектора. Прекращается подача тока и двигатель перестаёт работать.
Виды диагностики якоря:
- визуально;
- мультиметром;
- лампочкой;
- специальными приборами.
Стандартная диагностика
Прежде чем взять прибор для диагностики, осмотрите якорь. На нём могут быть повреждения. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Ламели имеют загнутые края, называемые петушками, для соединения с обмоткой.
Из-за нарушения этих контактов ламели выгорают.
Другие повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины. Между ламелями может скапливаться графит от щёток, что тоже указывает на короткое замыкание.
Как проверить с помощью мультиметра
- Поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними ламелями. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет.
- Определение пробоя на массу делается в случае отсутствия обрыва обмотки. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной по очереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое. То же проделайте с ротором. Один щуп соедините с железным корпусом ротора, а другой перемещайте по ламелям.
как проходит проверка
Если у вас нет тестера, воспользуйтесь лампочкой с напряжением 12 вольт мощностью до 40 Вт.
Как проверить ротор болгарки с помощью лампочки
- Возьмите два провода и соедините их с лампой.
- На минусовом проводе сделайте разрыв.
- Подайте на провода напряжение. Концы разрыва приложите к пластинам коллектора и прокрутите его. Если лампочка горит, не меняя яркости, значит, короткого замыкания нет.
- Проведите тест замыкания на железо. Соединяйте один провод с ламелями, а другой с железом ротора. Потом с валом. Если лампочка будет гореть, значит, есть пробой на массу. Обмотка замыкает на корпус ротора или вал.
Эта процедура аналогична диагностике мультиметром.
Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)
Попадаются якоря, у которых не видно проводов, подсоединённых к коллектору из-за заливки непрозрачным компаундом или из-за бандажа. Поэтому трудно определить коммутацию на коллекторе относительно пазов. Поможет в этом индикатор короткозамкнутых витков.
Этот прибор имеет небольшие размеры и прост в эксплуатации.
Сначала проверьте якорь на отсутствие обрывов. Иначе, индикатор не сможет определить короткое замыкание. Для этого тестером измерьте сопротивление между двумя соседними ламелями. Если сопротивление превышает среднее хотя бы в два раза, значит, есть обрыв. При отсутствии обрыва переходите к следующему этапу.
Регулятор сопротивления позволяет выбрать чувствительность прибора. У него имеются две лампочки: красная и зелёная. Настройте регулятор так, чтобы красная лампочка начала гореть. На корпусе индикатора есть два датчика в виде белых точек, расположенных на расстоянии 3 сантиметра друг от друга. Приложите индикатор датчиками к обмотке. Медленно крутите якорь. Если загорится красная лампочка, значит, есть короткое замыкание.
Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)
Прибором проверки якорей определяют наличие межвиткового замыкания обмотки. Дроссель представляет собой трансформатор, у которого есть только первичная обмотка и вырезан магнитный зазор в сердечнике.
Когда мы кладём ротор в этот зазор, его обмотка начинает работать как вторичная обмотка трансформатора. Включите прибор и положите на якорь металлическую пластину, например, металлическую линейку или ножовочное полотно.
Если имеется межвитковое замыкание, от местного перенасыщения железа пластина будет вибрировать либо намагничиваться к корпусу якоря. Поворачивайте якорь вокруг оси, перемещая пластину так, чтобы она лежала на разных витках.
Если замыкания нет, то пластина будет свободно перемещаться по ротору.
Как отремонтировать якорь в домашних условиях
Из-за якоря происходит треть поломок шуруповёрта. При каждодневном интенсивном режиме работы неисправности могут возникнуть уже в первые полгода, например, при несвоевременной замене щёток. При щадящем использовании шуруповёрт продержится год и более.
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор.
Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях.
Лучше его заменить или отнести в мастерскую.
Проточка коллектора
Со временем на коллекторе образуется выработка от щёток. Чтобы от неё избавиться, необходимо:
- Проточить коллектор, используя резцы для продольного обтачивания, то есть проходные резцы.
- Ещё нам необходим обратный конус для центрирования по подшипнику. Сделайте в нём отверстие до 8 мм.
- Так как медь тягучая, отрегулируйте станок на количество оборотов от 600 до 1500 в минуту.
- Первичная подача по половине деления. Когда резец слегка коснётся изделия, произведите продольную проточку всего коллектора. По образовавшемуся блестящему рисунку вы увидите состояние ламелей, все неровности поверхностей.
- Если коллектор ровный, то проточка будет равномерной.
- Если есть ямки, то продолжайте проточку, пока поверхность не выровняется.
- Для последнего прохода нужно подать резец на одну четвёртую от деления.
- Для полировки возьмите наждачную бумагу с тысячной зернистостью и включите станок так, чтобы якорь вращался в ту сторону, в которую вращается во время работы.
Не забудьте очистить ротор от стружки, чтобы не произошло замыкания.
Источник: https://vahatehnika.com/bolgarka/kak-prozvonit-stator-bolgarki.html
Устройство
Статор УШМ представляет собой неподвижную конструкцию в виде сердечника, изготовленного из листовой электротехнической стали. В нем имеются пазы, в которых размещается обмотка, свитая определенным образом, провода ее располагаются параллельно друг относительно друга, для уменьшения вихревых токов.
408-316 Статор для BOSCH GWS6-100/GWS6-115 HAMMER. Фото 220Вольт
Обмотка в обязательном порядке покрывается электроизоляционным лаком в целях предохранения от возможного замыкания проводов между собой. В пазах сердечников между катушками укладывается изоляция из электрокартона, стеклоленты и других подобных материалов. В абсолютном большинстве моделей болгарок статор плотно посажен внутрь корпуса из высокопрочного пластика, который является защитой всей электрической части УШМ.
Причины неисправности и характерные признаки
Основные факторы, которые влияют на выход статора из строя следующие:
- питающая сеть не всегда гарантирует стабильное напряжение, возможны его скачки;
- во время эксплуатации электроинструмента внутрь статора может попасть какая-нибудь жидкость, например, вода;
- при обработке некоторых материалов (бетон, дерево и других) образуется больное количество пыли, от попадания которой на обмотку статора трудно защититься;
- длительная работа болгаркой в условиях перегрузки, что является причиной перегрева электроинструмента;
- во время работы болгарки не следует останавливать ее резким выдергиванием шнура из розетки.
408-105 Статор для УШМ Hitachi G18SE3 и HAMMER. Фото 220Вольт
Характерными признаками неисправности статора являются следующие:
- появляется стойкий запах подгоревшей изоляции проводов обмотки;
- ощутимо повышается температура корпусных деталей болгарки;
- электропривод болгарки гудит сильнее, чем в обычных условиях;
- вполне реально появление задымленности;
- шпиндель начинает вращаться медленнее, а то и совсем может остановиться;
- возможна противоположная предыдущему случаю другая крайность — шпиндель начинает самопроизвольно работать на повышенных оборотах, идет вразнос.
Визуальный осмотр на неисправность
Самым первым и самым простым способом определить неисправность статора будет его визуальный осмотр. Для чего следует достать его из корпуса электроинструмента. Разборка здесь не представит никаких сложностей. Главное освободить его от всех других конструктивных элементов болгарки, включая ротор.
Это даст возможность при соответствующем хорошем освещении осмотреть все поверхности обмотки статора. Обычно в местах обрыва появляются обуглившиеся участки, что позволяет сделать вывод о наличии дефекта. Если визуальным осмотром не удалось выявить неисправность статора, следует прибегнуть к помощи специальных приборов.
Как проверить обмотку статора УШМ в домашних условиях разными способами
Существует большое количество различных электрических приборов с помощью которых можно произвести диагностику статора. Однако в домашних условиях применяется ограниченное количество технических средств. Некоторые представлены в нижеследующих видео.
Проверка якоря/ротора и статора мультиметром/тестером
В следующем видео в качестве инструмента для диагностики ротора и статора электропривода используется прибор мультиметр или как чаще в обиходе называемый тестером.
Применяется для измерения различных электрических параметров: сопротивления, силы тока, напряжения.
Для определения неисправностей в виде обрыва проводов, пробоя обмотки на корпус используется режим «омметр», то есть выставляется определенное значение сопротивления, которое сопоставимо с имеющимся в проверяемой цепи. В данном случае с пределом 200 Ом.
Пробой статора на корпус определяется прикладыванием индикаторных щупов к его корпусу и одному из концов обмотки. Наличие на индикаторе какой-либо величины сопротивления показывает о наличии дефекта в виде пробоя обмотки на корпус. При диагностировании обрыва обмотки индикатор прибора не будет ничего показывать при совмещении щупов с выводами обмоток.
Более сложные манипуляции следует провести при проверке обмоток ротора электропривода. Обрыв обмотки может быть в любом соединении с отдельно взятой ламелью коллектора. Поэтому необходимо проверить сопротивление между всеми ламелями коллектора, прикладывая к ним поочередно индикаторные щупы.
При отсутствии обрыва сопротивление будет иметь во всех случаях одно и то же небольшое значение. Любые отклонения свидетельствуют о наличии обрыва. Пробой обмотки на корпус проверяется щупами при контакте их с коллектором и «железом» из набора листов из электротехнической стали.
Шкала индикатора не должна реагировать на данное действие.
Однако мультиметром невозможно определить межвитковое замыкание. Здесь применяется прибор носящий название индикатор коротко замкнутых витков (ИКЗ). Более подробно о нем в нижеследующей информации.
На межвитковое замыкание, индикатором
Принцип действия прибора для определения межвиткового замыкания показан в следующем видео. Прибор в проверяемой обмотке индуцирует магнитное поле. При наличии в обмотке коротко замкнутых витков ток короткого замыкания вызывает повышенное противодействие генерируемому прибором электромагнитному полю.
Регулировкой ИКЗ выполняется настройка, по достижении которой срабатывает световой сигнал (индикаторная лампочка изменяет цвет с зеленого на красный) или раздается звуковое сопровождение.
В дополнение к основному применению, автор показывает способ определения мест подсоединения проводов обмотки к ламелям коллектора, при отсутствии визуально просматриваемых контактов.
Макита, без приборов
В одной из моделей Макита в следующем видео во время работы пошел дым, что является верным признаком сгоревших ротора или статора.
Для определения причин автор выполнил полную разборку болгарки, дающую возможность хорошо выполнить внешний осмотр подозреваемых в неисправности узлов болгарки.
Если на роторе признаков последствий от задымления обнаружено не было, то на статоре несколько мест подгоревшего электроизоляционного лака четко просматривались.
Важно: после визуального осмотра необходимо еще раз проверить с помощью приборов тот узел, на котором не обнаружено никаких внешних недостатков. Так, например, в данном случае на роторе мультиметром обнаружены обрывы в обмотке. Кстати на статоре оказалось достаточно внешнего осмотра, так как мультиметр не смог определить дефект в виде межвиткового замыкания.
Мультиметр – автомат: быстро и качественно выполняет измерения
Мультиметр, который представлен в следующем видео удобен в работе и позволяет снимать показания без лишней суеты, когда у прибора, не обладающего такой опцией «скачут» измеряемые величины. Показан способ определения погрешности измерения, связанный с сопротивлением индикаторных щупов. Дано ориентировочное значение сопротивления обмотки, где отсутствуют неисправности.
Разделы: Ремонт болгарок своими руками, Статоры
Источник: https://kovka-svarka.net/kuznechnoe-delo/kak-prozvonit-stator-bolgarki/
Как проверить статор болгарки – причины неисправности, приборы для проверки
Статор – неподвижная часть электродвигателя, предназначенная для создания электромагнитного поля, в котором вращается ротор (движущаяся часть мотора). В число возможных причин неисправности угловой шлифовальной машины –УШМ, «болгарки» – входит обрыв или короткое замыкание витков обмотки (катушки) статора.
Возможные причины
Факторы, вызывающие выход статора из строя:
- скачок напряжения;
- попадание воды;
- перегрузка и вызванный ею перегрев;
- резкое выдергивание шнура из розетки.
Признаки, по которым можно понять, что неисправен статор:
- Появляется запах горелой изоляции.
- Перегревается корпус.
- Появляется дым.
- Вращение вала замедляется или прекращается.
- Самопроизвольно раскручивается вал, инструмент резко набирает максимальные обороты.
Провода обмотки покрыты защитным слоем изоляционного лака. При перегреве он подгорает и разрушается. Это и вызывает короткое замыкание витков. Лак при этом издает специфический запах. Замыкание всего одного из проводов полностью выводит из строя болгарку.
Правила, которые помогут избежать перегрева двигателя УШМ:
- Выключать устройство после работы на пониженных оборотах не сразу, а примерно через одну минуту.
- При работе под нагрузкой на пониженных оборотах делать частые перерывы.
Часто можно избежать замены неисправного статора, перемотав его обмотку. Перемотку испорченной катушки статора болгарки можно сделать своими руками, но рекомендуется все же поручить эту работу специалисту.
Разборка болгарки
Как проверить статор угловой шлифовально машины (болгарки)? Начать нужно с разборки устройства. Для выполнения работы понадобится отвертка.
Порядок действий:
- Удалить с поверхности, на которой будет произведена разборка болгарки, все лишние детали.
- Снять рабочий диск.
- Открутить винт, крепящий кожух.
- Открутить винты, крепящие пластину.
- Сдвинуть кожух в сторону шнура.
Основные детали электродвигателя УШМ:
- ротор (якорь);
- статор;
- коллектор;
- щетки.
Статор находится на внешней стороне двигателя, поверх ротора. Чтобы достать статор сначала придется вынуть щетки, затем снять редуктор и уже после этого вытянуть из корпуса болгарки якорь. Ротор из статора перед проверкой нужно вынимать. Осмотр рекомендуется проводить при ярком освещении. Прежде всего нужно внимательно осмотреть обмотку и убедиться в том, что на ней нет видимых разрывов. Если осмотр не выявил причину неисправности статора, то понадобится специальный прибор для проверки.
Проверка индикатором короткого замыкания
Обнаружить обрыв обмотки или короткое замыкание в ней можно с помощью индикатора коротко замкнутых витков (ИК). Другие названия – индикатор межвиткового замыкания или индикатор дефектов обмоток электрических машин.
Прибор состоит из:
- блока питания;
- корпуса с ЖК-дисплеем, гнездами для подключения принадлежностей;
- соединительных проводов;
- большого индукционного датчика;
- малого индукционного датчика.
Принцип работы индикатора основан на индуктировании импульсной электродвижущей силы в проверяемой обмотке. При наличии короткозамкнутых витков регистрируется импульс магнитного поля от тока короткого замыкания, протекающего по ним.
Порядок проведения проверки статора болгарки прибором ИДВИ:
- Осмотреть индикатор межвиткового замыкания. Убедиться в отсутствии внешних повреждений, целостности соединительных проводов и датчиков.
- Подключить блок питания.
- Нажать кнопку питания и убедиться в исправности прибора.
- Если индикатор дефектов обмотки долго находился на холоде, то его нужно выдержать при комнатной температуре не менее 2 часов.
- Отключить электропитание УШМ.
- Выбрать из двух датчиков большой или малый в зависимости от размера статора.
- Если в паспорте угловой шлифовально машины не указано номинальное напряжение, приходящееся на один виток обмотки, то его нужно определить по формуле: номинальное напряжение всей катушки делить на количество витков.
- Включить прибор.
- Установить на индикаторе ближайшую большую, чем полученная при расчете, амплитуду импульсного испытательного напряжения.
- Прижимая датчик к поверхности обмотки, последовательно проверить все пазы, выжидая по 3–4 с. При обнаружении короткого замыкания прибор издаст звуковой сигнал, а на дисплее появится соответствующая надпись.
- Если короткозамкнутые витки не обнаружены, то на приборе установить следующую (большую по значению) амплитуду и убедиться в наличии запаса прочности изоляции обмотки.
- Выключить прибор.
Индикатором дефектов обмотки можно проверить состояние изоляции между катушками статора и ротора, а также между обмоткой статора и корпусом болгарки. Если нет возможности купить готовый прибор, то можно сделать более простой индикатор короткозамкнутых витков самостоятельно.
Проверка мультиметром
Убедиться в исправности статора можно с помощью прибора – мультиметра. Это универсальное измерительное устройство. Им можно измерить несколько электрических величин: напряжение, силу тока, сопротивление. Прибор состоит из корпуса, на котором находятся дисплей, переключатель и гнезда, и двух шнуров со щупами (плюсовым и минусовым). Минусовой щуп всегда подключают к нижнему гнезду, а плюсовой – к среднему или верхнему, в зависимости от силы тока в проверяемом устройстве.
Чтобы проверить статор УШМ (болгарки) необходимо выставить на мультиметре значение сопротивления от 20 до 200 Ом и поочередно поднести щупы измерительного прибора к обмоткам. Если сопротивление везде имеет одинаковую величину, то катушка исправна.
Если же прибор показывает в некоторых точках другое сопротивление, то в обмотке есть короткое замыкание или обрыв одного из витков. По такому же принципу проводят проверку статора омметром.
Его отличие от мультиметра заключается лишь в том, что этот прибор может измерить только сопротивление.
Прибор для проверки якорей и статоров электрических машин
Еще одно устройство, с помощью которого можно поверить статор болгарки – прибор для поверки якорей и статоров электрических машин ПУНС 5. Устройство имеет световую и звуковую сигнализации, позволяет обнаружить межвитковое замыкание обмоток, обрыв, измерить сопротивление изоляции катушек.
Прибор работает в двух режимах – «якорь» и «статор». Смена режима происходит с помощью переключателя. Устройство оснащено удобным приспособлением для установки и фиксации проверяемого двигателя. Оно состоит из двух лапок, прикрепленных к валу.
Лапки свободно двигаются вдоль вала, что позволяет изменить расстояние между ними и проверять двигатели разного размера. Проверку осуществляют с помощью двух щупов. На наличие обрыва или замыкания на обмотке статора указывают специальные светодиоды красного цвета и звуковой сигнал.
Подробнее процедура проверки описана в инструкции к прибору.
Заключение
Тщательно проверить статор угловой шлифовальной машины сравнительно несложно. Но сделать это можно, лишь используя специальные приборы. Поэтому, если визуальный осмотр подтвердил, что причина неисправности болгарки заключается в испорченном статоре, дальнейшую проверку и ремонт лучше производить в специализированной мастерской.
Источник: http://pro-instrument.com/ruchnoj/kak-proverit-stator-bolgarki.html
Как проверить статор болгарки на межвитковое замыкание
Чтобы проверить статор и ротор на межвитковое замыкание мультиметром, не потребуется много времени. Дольше придется разбирать двигатель. Болгарка, дрель, перфоратор – каждый инструмент можно отремонтировать, определив неисправность. Проверку лучше разбить на несколько основных этапов, и последовательно не спеша выполнять действия.
Внешний осмотр
Обнаружить неисправность можно при неравномерном нагреве корпуса инструмента. Касаясь рукой, вы ощущаете перепад температуры в разных местах корпуса. В этом случае инструмент необходимо разобрать и проверить его тестером и другими способами.
При возникновении замыкания витков статора и поиска неисправностей, в первую очередь проводим осмотр витков и выводов. Как правило, при замыкании увеличивается сила тока, проходящая по обмоткам, и возникает их перегрев.
Возникает большее замыкание витков в обмотках статора и повреждается слой изоляции. Поэтому начинаем определение неисправностей проведением визуального осмотра. Если прожогов и поврежденной изоляции не обнаружено, то переходим к выполнению следующего этапа.
Возможно причина поломки в неисправности регулятора напряжения, возникающая при увеличении токов возбуждения. Для обнаружения проблемы проверяются щетки, они должны быть сточены равномерно и не иметь сколов и повреждений. Затем следует выполнить проверку с помощью лампочки и 2 аккумуляторов.
Применение мультиметра
Теперь надо проверить возможность обрыва обмоток статора. На шкале мультиметра выставляем переключатель в сектор замера сопротивления. Не зная величину измерения, выставляем максимальное значение величины для вашего прибора. Проверяем работоспособность тестера.
Касаемся щупами друг друга. Стрелка прибора должна показывать 0. Проводим работу, касаясь выводов обмоток. При показании бесконечного значения на шкале мультиметра обмотка неисправная и статор следует отдать в перемотку.
Проверяем возможность короткого замыкания на корпус. Такая неисправность вызовет снижение мощности болгарки, возможность поражения электротоком и увеличения температуры, при работе. Работа проводится по той же схеме. Включаем на шкале замер сопротивления.
Красный щуп располагаем на выводе обмотки, черный щуп крепим на корпус статора. При коротком замыкании обмотки на корпус на шкале тестера значение сопротивления будет меньшим, чем на исправной. Эта неисправность требует перемотки обмоток статора.
Настало время провести замеры и проверить, есть ли межвитковое замыкание обмотки статора. Для этого измеряется значение сопротивления на каждой обмотке.
Определяем нулевую точку обмоток, замерив сопротивление для каждой из них. При показании на приборе наименьшего сопротивления обмотки, ее следует менять.
Нестандартная проверка
Самым точным способом является проверка статора с помощью металлического шарика и понижающего трансформатора тока. Статор подключается к выводам трех фаз из трансформатора. Проверив правильность подключения, включаем нашу цепь с пониженным напряжением в сеть.
Внутрь статора вбрасываем шарик и наблюдаем за его поведением. Если он «прилип» к одной из обмоток – это значит, на ней произошло межвитковое замыкание. Шарик крутится по кругу – статор исправен. Довольно ненаучный, но действенный метод обнаружения межвиткового замыкания на статоре.
Неисправности ротора
В случае оптимального режима использования, ротор не изнашивается. Производятся регламентные работы с заменой щеток при их износе. Но со временем, при сильных нагрузках статор нагревается и образуется нагар. Самая частая механическая поломка – износ или перекос подшипников.
Работать болгарка будет, но при этом быстро изнашиваются пластины, и со временем двигатель ломается. Чтобы избежать поломок, необходимо проверять инструмент и поддерживать нормальные условия службы.
Влага при попадании на металл вызывает образование ржавчины. Повышается сила трения, силы тока требуется больше для работы. Происходит значительный нагрев групп контактов, припоя, появляется сильная искра.
Источник: https://ingener-pto.ru/2019/12/12/kak-proverit-stator-bolgarki-na-mezhvitkovoe/
Проверка статора и ротора электроинструментов на межвитковое замыкание
Чтобы проверить статор и ротор на межвитковое замыкание мультиметром, не потребуется много времени. Дольше придется разбирать двигатель. Болгарка, дрель, перфоратор – каждый инструмент можно отремонтировать, определив неисправность. Проверку лучше разбить на несколько основных этапов, и последовательно не спеша выполнять действия.
Проверка обмоток двигателя
Электронный тестер роторов – это стандартный цифровой мультиметр. Прежде чем приступать к тестированию замыкания, следует проверить мультиметр и его готовность к работе. Переключатель выставляют на измерение сопротивления и касаются щупами друг друга. Прибор должен показать нули. Выставляют максимальную величину измерения и проводят проверку:
- сначала следует проверить ротор на обрыв цепи. Прикасаясь черным щупом к контактному кольцу, красным нужно прозвонить обмотки. Стрелка прибора зашкалила, значит, обмотка имеет обрыв цепи витков. Ротор следует отдавать в перемотку;
- замеряем сопротивление для определения возможности короткого замыкания на корпус. На контактное кольцо крепим черный щуп, красным следует прозвонить на замыкание корпус ротора. В случае низкого показания значения сопротивления и звукового сигнала, такой якорь необходимо отдавать в ремонт;
- проведение прозвона на межвитковое замыкание витков ротора. Подкрепляем щупы на контактные кольца якоря. При значении на шкале прибора, от 1,5 Ом до 6 Ом, мы проверяли исправный прибор. Все другие значения на шкале означают неисправность мультиметра.
На этом проверка ротора закончена. Следует еще раз напомнить основные этапы определения неисправности. Прежде чем проверять, болгарку или любой другой прибор следует обесточить.
Перед проведением замеров, следует визуально осмотреть корпуса, изоляцию и отсутствия нагаров на статоре и роторе.
Необходимо очищать поверхности контактов от засоров пылью и грязью. Загрязнение приводит к увеличению тока при потере мощности двигателя.
При разборке инструмента в первый раз, записывайте все свои шаги. Это позволит иметь подсказку в следующий раз, избежать появления лишних деталей при сборке. При выходе щетки за край щеткодержателя менее 5 мм, такие щетки следует заменить.
Проверить межвитковое замыкание можно электронным тестером, то есть мультиметром.
Источник: https://EvoSnab.ru/instrument/test/proverka-rotora-i-statora-na-zamykanie
Сопротивление обмотки статора болгарки
Чтобы проверить статор и ротор на межвитковое замыкание мультиметром, не потребуется много времени. Дольше придется разбирать двигатель. Болгарка, дрель, перфоратор – каждый инструмент можно отремонтировать, определив неисправность. Проверку лучше разбить на несколько основных этапов, и последовательно не спеша выполнять действия.
Как Проверить Статор Болгарки На Межвитковое Замыкание
Проверка статора и ротора на разрыв цепи мультиметра не займет много времени. Разборка двигателя займет больше времени. Шлифовальный станок, дрель, перфоратор. каждый инструмент может быть отремонтирован для выявления неисправности. Лучше разделить проверку на несколько основных шагов и последовательно делать медленные шаги.
Разборка шлифмашинки
Чтобы проверить короткое замыкание на статоре и роторе, необходимо разобрать двигатель бытового инструмента. Попробуйте выполнить эту операцию, чтобы устранить неисправность шлифмашинки.
- снимите защитную крышку, отвинтив один винт на зажиме;
- откручиваем 4 винта и отсоединяем редуктор с двигателем от ручки шлифовальной машины;
- затем открутите 4 болта со стороны коробки передач и отсоедините коробку передач с ротором двигателя;
- Статор в нашем случае оставался подключенным к кнопкам питания и питания.
После разборки и отсоединения деталей, необходимых для проверки, мы переходим к их внешнему обзору, проверяя наличие блокировки.
Визуальный осмотр
Неисправность может быть обнаружена по неравномерному нагреву корпуса инструмента. Когда вы дотрагиваетесь до руки, вы можете почувствовать разницу температур в разных местах. В этом случае прибор должен быть разобран и проверен тестером и другими методами.
В случае короткого замыкания статора и устранения неисправностей, прежде всего, мы проводим проверку оборотов и выводов. Как правило, при закрытии ток, протекающий через обмотки, увеличивается и происходит их перегрев.
В обмотках статора происходит больше замыкания витков и поврежден слой изоляции. Вот почему у нас начинаются проблемы с визуальным осмотром. Если ожогов и поврежденной изоляции не обнаружено, переходите к следующему шагу.
Неисправность может быть вызвана неисправностью в регуляторе напряжения, которая возникает при увеличении токов возбуждения. Чтобы выявить проблему, щетки проверяются, их нужно заточить равномерно и не иметь сколов и повреждений. Затем проверьте лампочку и 2 батарейки.
Как Проверить Статор Болгарки На Межвитковое Замыкание
Проверяем возможность короткого замыкания на корпусе. Эта неисправность приведет к снижению мощности мельницы, возможности поражения электрическим током и повышению температуры во время работы. Работы ведутся по той же схеме. Мы включили измерение сопротивления по шкале.
Поместите красный щуп на выход обмотки и прикрепите черный щуп к корпусу статора. Если на шкале тестера обмотка короткая к корпусу, значение сопротивления будет меньше, чем для здоровой. Эта неисправность требует перемотки обмоток статора.
Пора провести измерения и проверить, не оборвана ли обмотка статора. Для этого измеряется значение сопротивления на каждой обмотке.
Нулевая точка обмоток определяется путем измерения сопротивления для каждой из них. Если устройство имеет самое низкое сопротивление обмотки, его следует заменить.
Специальный осмотр
Наиболее точным способом является проверка статора с помощью металлического шара и трансформатора тока вниз. Статор подключен к клеммам трех фаз от трансформатора. Убедившись в правильности соединения, мы включаем нашу низковольтную сеть.
Кидаем мяч внутрь статора и следим за его поведением. Если он «приклеен» к одной из обмоток, это означает, что он оборван. Мяч вращается по кругу. статор работает. Довольно ненаучный, но эффективный метод обнаружения включения статора.
Как проверить статор и ротор болгарки мультиметром
Даже самый простой ремонт болгарки в сервисной мастерской может обойтись в сумму от трети до половины ее стоимости. Поэтому прежде, чем обращаться к профессионалам, всегда нужно попробовать починить ее своими силами. Тем более, что в паспортах болгарок нередко приводят таблицы самых распространенных неисправностей и причины их возникновения.
Для домашнего ремонта в большинстве случаев можно обойтись набором самого обычного инструмента: отверток, пассатижей, ключей и мультиметра. Единственно, где могут потребоваться оправки, съемники или подобные им приспособления, — это удаление и установка подшипников.
А запасные части для ремонта болгарки без проблем можно приобрести во всем известных интернет-магазинах.
Общие правила ремонта электроинструмента
Правила техники безопасности при ремонте угловой шлифовальной машины такие же, как и при ремонте любого другого электроинструмента. Очистка от пыли, разборка и сборка проводится только при полностью обесточенном устройстве.
Работы по ремонту необходимо проводить на диэлектрической поверхности, а источник питания должен быть оснащен автоматом защиты от короткого замыкания. Категорически запрещается проворачивать вручную шпиндель УШМ, если она включена электросеть.
Также запрещено выполнять пробные включения в процессе или после ремонта при установленном на шпинделе отрезном диске.
Распространенные проблемы в работе УШМ
Болгарка является довольно неприхотливым инструментом, т. к. рассчитана на работу с высокими нагрузками и в запыленной среде. Основные проблемы в ее работе в большинстве случаев связаны с неправильной эксплуатацией, а также с несоблюдением сроков техобслуживания и плановых ремонтов. Чаще всего встречаются следующие неисправности:
- УШМ не включается. Самая распространенная причина такого явления — обрыв проводов в кабеле питания или неисправность выключателя. А у болгарок с электронным управлением — выход из строя блока регулировки скорости или плавного пуска.
- Болгарка работает на малых оборотах. Как правило, это связано с межвитковым замыканием в обмотках ротора или неисправностью электроники.
- УШМ сильно греется. Нередко это происходит из-за нарушения соотношения рекомендуемых рабочих циклов и перерывов. Кроме того, нагрев может быть следствием плохого охлаждения двигателя из-за пыли, скопившейся внутри корпуса.
- Болгарка искрит. В этом случае основные причины — это стирание угольных щеток или износ коллектора электродвигателя. Щетки также искрят при повышенном загрязнении и окислении пластин коллектора.
- Болгарка дымит. Обычно это наблюдается при слишком интенсивной эксплуатации и заполнении каналов воздушного охлаждения пылью. Причинами того, что инструмент дымит, также могут быть замыкания в обмотках ротора или статора.
- УШМ гудит, но не вращается. Как правило, это происходит при заклинивании шестерен редуктора или выходе из строя подшипников.
- Сломалась кнопка фиксации шпинделя. Причиной этого является попадание внутрь фиксатора пыли, вызывающей износ его штока.
- Сломались подшипники. Выход из строя подшипников чаще всего происходит после длительной эксплуатации и работы с ударными нагрузками.
Еще одной достаточно распространенной неполадкой болгарок является заклинивание прижимной гайки.
Общие указания по разборке болгарки
Все УШМ состоят из двух основных частей: пластикового корпуса привода и металлического редуктора. Кроме того, у многих болгарок можно отдельно разобрать заднюю рукоятку, внутри которой находится ввод электропитания, а также блоки системы управления.
Для домашнего ремонта болгарки могут потребоваться крестовая и плоская отвертки, гаечные ключи и тонкие плоскогубцы. Кроме того, для проверки и ремонта электрических цепей будет необходим мультиметр и инструменты для работы с проводами.
Перед разборкой болгарки с нее необходимо удалить отрезной диск и защитный кожух.
Пошаговая диагностика электрики мультиметром или лампочкой
При диагностике и ремонте электрической части болгарки удобнее всего использовать многофункциональный тестер (сокращенное название — мультиметр). Если такого прибора под рукой нет, то для некоторых проверок подойдет отвертка с индикатором или лампочка с двумя проводами. В процессе ремонта мультиметр позволяет измерять как величины напряжения и тока, так и сопротивление обмоток двигателя. Индикатор и лампочка могут показывать только наличие или отсутствие напряжения.
Диагностика обрыва питания
Пожалуй, самой распространенной неисправностью электрооборудования болгарки является обрыв проводов питания внутри оболочки силового кабеля. Для диагностики и ремонта такого повреждения достаточно разобрать заднюю ручку болгарки и проверить напряжение на клеммах перед выключателем. Другой способ — это отсоединить клеммы кабеля и с помощью мультиметра проверить на обрыв сопротивление каждой его жилы.
Проверка статора и его перемотка
Для проверки статора электродвигателя болгарки необходимо отсоединить обе его обмотки от цепи питания, а затем замерить их сопротивление мультиметром в диапазоне 200 Ом. На исправной обмотке прибор покажет сопротивление около одного ома, а на неисправной (с обрывом) — десятки или сотни омов.
Если обмотка вышла из строя в результате замыкания, то нагар, как правило, можно увидеть с внутренней стороны корпуса статора. Проверить статор на межвитковое замыкание обычным тестером невозможно – для этого существуют специальные индукционные приборы. Единственные способы ремонта статора — это его замена или перемотка.
Второе возможно только при наличии соответствующей квалификации, поэтому чаще всего статор просто меняют.
Диагностика якоря тестером
Проверять якорь болгарки необходимо как на обрыв обмоток, так и на их замыкание на сердечник. В первом случае сопротивление замеряется по кругу между двумя соседними пластинами коллектора, расположенного на валу ротора. Все значения должны быть одинаковы (в пределах одного ома), а значительное отличие указывает на обрыв. Во втором замер производится между магнитопроводом ротора и пластинами коллектора.
Для поиска межвиткового замыкания, как и в случае со статором, необходимо воспользоваться специальным прибором. При обнаружении неисправности необходимо принять решение, каким способом производить ремонт: перемоткой якоря или его заменой на новый. Самостоятельно перемотать обмотки якоря без соответствующих навыков и оборудования нереально, а перемотка в сервисе будет стоить практически столько же, сколько и новый якорь.
Поэтому оптимальный вариант ремонта — это покупка и самостоятельная замена якоря.
Источник: https://vi-pole.ru/kak-proverit-stator-i-rotor-bolgarki-multimetrom.html
Как проверить исправность и выполнить ремонт якоря болгарки своими руками, пошаговая инструкция, видео
Якорь болгарки больше всех узлов подвергается температурным, механическим и электромагнитным нагрузкам. Поэтому он является частой причиной отказа работы инструмента, и как следствие, часто нуждается в ремонте. Как проверить якорь на работоспособность и починить элемент своими руками — в нашей статье.
Как Проверить Статор Болгарки
Внедрение болгарки в быту везде, при этом по причине томных эксплуатационных критерий нередкого использования выход устройства из строя – частый случай.
Ремонт инструмента в большинстве случаев заключается в диагностировании выходящих из строя узлов и их подмене либо проведении восстановительных мероприятий.
Если механические поломки и завышенная выработка зубчатой передачи просто зрительно находится, то чтоб проверить якорь и статор болгарки, нужны спец познания, умения и технические приспособления.
Поломки отказа работы электронной части болгарки разделяют на две категории:
- Механический разрыв токопроводников, который может обнаруживаться в подводящих проводах, кнопки включения и контактных местах рабочих обмоток. Для определения отсутствия обрывов употребляется устройство электрика «мультиметр» работая в режиме измерения сопротивления либо омметр. Проверяются раздельно что остается сделать нашему клиенту электронные участки: подвод к электродвигателю, соединения на контактах обмотки статора и ротора.
- Электронный пробой рабочих катушек, который может обнаруживаться потемнением проводников, возможно зрительно сокрытым. В итоге проверить якорь и статор на болгарке тестером придется на отсутствие короткозамкнутых витков, что редко вам больше понравятся действенным, для четкого диагностирования пригодится спец устройство.
Как проверить статор болгарки средствами находящимися под рукой:
- Статор имеет две главные поломки – это обрыв проводника либо появление короткозамкнутых витков. При всем этом проверка тестером работая в режиме измерения сопротивления до 200 Ом способна показать только отсутствие обрывов с усредненными показателями сопротивления, которые не обязаны быть отличаться меж фазными обмотками.
- Отсутствие обрывов в обмотках статора определяются хоть каким низковольтным пробником: пара проводов, батарейка, лампочка. Но, наличие недлинного замыкания в цепи таким методом не выявить, потому бывалые электрики инспектируют экспериментально: к фазным катушкам подводится напряжение, при всем этом в центре меж полюсами обмоток укладывается железный шарик, который при обычных обмотках будет «искать» точку электрического баланса. Вращение шарика свидетельствует об отсутствии КЗ в катушках, смещение от центра – куцее замыкание в проводниках на обратной стороне.
- Как Заменить Проволоку В Газонокосилке
- Как Вставить Леску В Катушку Триммера Carver
- Заточка Цепи Бензопилы Болгаркой
- Как Снять Катушку С Электрокосы
- Подключение Отбойного Молотка К Компрессору
Как проверить статор любого инструмента?
Внимание. – Данный способ опасен по причине использования высочайшего напряжения и непредсказуемого перемещения железного шарика.
- Неопасно и точно можно проверитьстатор болгарки только с помощью проф устройства.
Якорь болгарки посильнее других узлов подвергается разным электрическим, механическим и температурным воздействиям, потому конкретно ротор в большинстве случаев является предпосылкой отказа работы инструмента.
- Регулировка Карбюратора Бензопилы Урал 2
- Как Заменить Леску В Бензокосе
- Как Сделать Болгарку Отрезным
- Какой Шкив На Мотоблоке Нева
- С Какой Стороны Пилить Плитку Болгаркой
- Стойка Для Дрели Из Домкрата
Как проверить якорь на болгарке подручными инструментами:
- Поломка якоря подразумевает два варианта дефектов: обрыв токопроводников на контактах-ламелях, куцее межвитковое замыкание в одной как еще его называют нескольких обмотках. Тестер электрика работая в режиме измерения сопротивления до 200 Ом позволяет найти обрывы и полное закорачивание обмотки (будет демонстрировать непомерно низкое сопротивление), в режиме измерения сопротивления порядка 1 Мом проверяется надежность электроизоляции обмоток рабочих катушек к железному корпусу ротора.
- Отсутствие ярко выраженного КЗ в обмотках якоря не выводит на сто процентов инструмент из строя, а появляется завышенный разогрев мотора, понижение его оборотов, что с годами приведет к полному отказу мотора. Потому при любом ремонте инструмента непременно нужно прозвонить якорь болгарки не только лишь тестером, но и дополнительно проверить спец устройством, выявляющим даже малозначительные недлинные замыкания.
Выполняя ремонт электроинструмента нужно верно осознавать, как верно проверить якорь и статор болгарки:
- Тестер позволяет определять сопротивление обмоток и обнаруживать обрывы токопроводников, потому даже соответствие табличным свидетельствам измерения не гарантируют работоспособность устройства, а только показывает на грубые механические поломки.
- Проверка короткозамкнутых витков в катушках осуществляется проф как еще его называют самодельными устройствами, измеряющими конфигурации индуктивности каждой рабочей обмотки, т.к. КЗ понижает уровень ЭДС.
- Выполняя ремонт инструмента нередко находится, что снаружи что остается сделать нашему клиенту обмотки целы, увы здесь имеются недлинные замыкания. Эксплуатация такового инструмента опасна, потому стоновится вопрос о том перемотки статора, ротора либо подмене «пробитого» узда.
- Как показывает практика, что восстановительные мероприятия (перемотка) даже в ремонтной мастерской не гарантирует долгосрочную надежную эксплуатацию устройства, потому рекомендуется не рисковать, а сходу устанавливать запчасти фирменные.
Ремонт болгарки Makita.Проверка и замена ротора и статора
Источник: https://vdiweb.ru/kak-proverit-stator-bolgarki/
Как Прозвонить Болгарку Мультиметром — Базирование
Несмотря на качество и заявленную производителем гарантию, любой инструмент подвержен износу, особенно при интенсивной эксплуатации. Отремонтировать болгарку в домашних условиях у вас вряд ли получится, а вот диагностировать причину ее поломки можно самостоятельно. Чаще всего у такого инструмента износу подвержен якорь.
Его поломка может быть как механической, так и вызвана выходом из строя узлов и составляющих элементов электрической системы. В этой статье мы попытаемся подробно разобраться, как проверить якорь болгарки самостоятельно? Для определения механической неисправности необходимо провести визуальный осмотр, он не требует специальных навыков.
В ином случае следует обратиться к профессионалам.
Как проверить якорь и определить причину поломки инструмента самостоятельно?
Вибрация и нагрев болгарки во время работы чаще всего свидетельствует о наличии поломки механического характера. При осмотре можно обнаружить неравномерный износ щеток и их обгорание.
Диагностировать поломку электрической системы при проверке якоря может только специалист, обладающий особыми навыками и имеющий в распоряжении технические приспособления.
Основными причинами выхода из строя инструмента в этом случае являются:
- повреждение обмотки якоря;
- наличие замыкания в витках;
- нарушенное сопротивление между сердечником и обмоткой.
Для того, чтобы проверить якорь болгарки, необходимо разобрать электроинструмент и получить доступ непосредственно к самой детали. Проводить разборку следует осторожно, дабы не повредить другие запчасти. Винты крепления и шурупы складывайте аккуратно, чтобы не потерять.
Поверхность стола, на которой вы проводите разборку болгарки, должна быть чистой, освещение помещения – достаточным, чтобы хорошо было видно все детали. В общем, разборка несложный процесс, но подготовиться стоит. Завершив ее, можно приступить к проверке.
Основные часто встречающиеся дефекты якорей электроинструмента можно определить с помощью мультиметра в режиме сопротивления.
Примеры проверки якоря
Выходить из строя могут как якори профессиональных инструментов, так и оборудования средней мощности. Ниже вашему вниманию представляем конкретный пример проверки якоря углошлифовальной машины Makita GA 9050. Электроинструмент оборудован мощным 2000-ватным коллекторным электродвигателем.
Для проверки работоспособности якоря болгарки Makita GA 9050 следует диагностировать непосредственно контактную группу детали. Перед этим необходимо включить мультиметр и выставить режим измерения 200 Ом. Если вы имеете аналоговый цифровой измерительный прибор, то лучше воспользоваться им, нежели цифровым.
После выставления мультиметра можно приступать непосредственно к проверке якоря.
Сопротивление измеряется между каждой пластиной. Щупы мультиметра ставятся на каждую ламель, чтобы углубление между ними располагалось точно посередине. При исправности детали сопротивление между каждой из ламелей должно быть одинаковым. Расхождение показателей, скорее всего, свидетельствует о разрыве контакта.
Конечно, в домашних условиях такую неисправность обнаружить не удастся. Если вы заметили разрыв обмотки снаружи при проверке якоря, его можно попробовать запаять самостоятельно. Иногда это позволяет спасти ситуацию, и болгарка послужит вам еще какое-то время.
Отсутствие показателей при обследовании пластин во время проверки якоря на работоспособность свидетельствует об их обрыве.
Иногда неисправность можно заметить визуально. В рабочем состоянии все пластины контактной группы якоря должны быть ровными и гладкими. В описанных случаях деталь не подлежит ремонту и требует замены. Непосредственно вместе с якорем следует менять и щетки двигателя. Новая деталь может стоить немалых денег, но ее покупка обойдется дешевле, чем приобретение инструмента.
Если же пройдя по контактному кругу, проверяя якорь, вы обнаружили что между всеми пластинами сопротивление одинаковое, его показатели не «скачут» и нет видимых обрывов, необходимо провести следующую проверку. Режим измерения необходимо поставить на значение 200 кОм.
Если ваш измерительный прибор не содержит такой шкалы, его можно выставить на значение 20 кОм. Один щуп мультиметра фиксируется на массу, а другим необходимо прикасаться к любой из пластин. В норме при проверке якоря контакты не должны «прозваниваться». Если вы не наблюдаете таковой реакции, то на массу ваш якорь не коротит.
Скорее всего, деталь исправная или же возможно присутствие межвиткового замыкания.
В каком случае для проверки якоря следует обязательно обращаться к специалистам?
Для того, чтобы проверить якорь на наличие межвиткового замыкания, необходим особый измерительный прибор, который представляет собой специальную скобу с катушкой. Но это уже работа профессиональных мастеров.
Обнаружить такую поломку, проверив якорь, могут только в сервисном центре или мастерской по ремонту электроинструментов.
Квалифицированный специалист определит неисправность с высокой точностью, используя пробойник или простейший трансформатор с разрезанным тороидальным сердечником и одной первичной обмоткой. Описанным выше способом можно проверить исправность электродеталей дрели.
Как проверить якорь, если у вас нет специальных инструментов?
При отсутствии мультиметра, проверить контакты якоря можно с помощью простой 12-вольтной лампочки. Вставив ее в разрыв одного из проводов, на вилку болгарки необходимо подать напряжение от аккумулятора 12 Вольт.
При одновременном вращении шпинделя рукой лампочка должна ярко гореть, не затухая. Такой результат свидетельствует об исправности якоря. Меняющийся накал говорит о коротком межвитковом замыкании.
Если лампочка вовсе не горит, можно предположить наличие следующих поломок:
- разрыв питающего контура;
- зависание щеток в нерабочем положении в результате срабатывания подпорной пружины;
- замыкание или разрыв в обмотке статора.
Можно также проверять работоспособность деталей и другими способами, но они требуют наличия сложного оборудования или измерительных приборов, которые недоступны или же мало используются в быту.
Когда не следует проверять якорь самостоятельно?
Не имея опыта или навыков, не стоит вскрывать болгарку самостоятельно. Также не рекомендуется разбирать ее без специальных инструментов. Таким образом можно повредить прибор.
Если вы недавно приобрели свой электроинструмент, и он вышел из строя, следует обратиться в точку продажи и предъявить менеджеру вместе с болгаркой гарантийный талон. Разбор электроинструмента, находящегося на гарантийном обслуживании, в домашних условиях строго запрещен.
В ином случае после такой проверки якоря вы не сможете рассчитывать на то, чтобы прибор был отремонтирован в представительствах компании, у которой он был приобретен.
Владельцам инструмента, которые обладают специальными навыками для осуществления устранения поломки болгарки в домашних условиях, предлагаем купить необходимые детали в нашем интернет-магазине.
В каталоге «ToolParts» представлен широкий ассортимент качественных комплектующих (конденсаторы, якоря, стартеры), и не не только для болгарки.
У нас вы также можете купить детали для перфоратора, электропилы, шлифмашины, бензопилы, электродрели и оборудования иного типа.
Источник: http://xn--80aabfqjhc8bhv.xn--p1ai/2019/06/06/kak-prozvonit-bolgarku-multimetrom/